Архив




Новости
Поиск
 
Театр новый - риски прежние
 




ГРОМ ГРЯНУЛ - А НИКТО НЕ КРЕСТИТСЯ

Андрей Григорьев

 

В прошлом году на страницах журнала мы освещали проблему страхования общественно значимых государственных объектов, точнее, их нестрахования. Поводом послужил пожар в Драматическом театре. Нашим экспертом по данному вопросу выступал директор страхового брокерского агентства "Гранит" Андрей Григорьев. Театр восстановлен. Но застрахован ли? И будет ли страховаться? Или снова - с миру по нитке - городу театр? С этими вопросами мы вновь обратились к Андрею Григорьеву.


  

 

Около месяца остается до торжественного открытия областного драматического театра. Почти два года потребовалось на его сооружение. Все мы были свидетелями серьезных усилий строителей по возведению этого объекта. Сейчас идут самые трудоемкие завершающие отделочные работы. Недавно по пензенскому телевидению был показан сюжет со стройки театра. Из увиденного можно сделать вывод, что театр будет выглядеть намного лучше прежнего. Дорогая и добротная отделка, использование новых строительных материалов и технологий сделают его более удобным и привлекательным, как для актеров, так и для зрителей. И это, безусловно, большая заслуга архитекторов и строителей, областных властей.

 

За чей счет банкет?
Но в связи со строительством нового театра и вводом его в эксплуатацию возникает вполне резонный вопрос: "А какой ценой и на какие средства было выстроено это здание?". В начале 2008 года предварительная оценка стоимости возведения театра составляла более 1,5 миллиардов рублей. Итоговая сметная стоимость объекта - 1 млрд. 489 млн. рублей. В 2008 году на строительство театра было затрачено 634 млн. рублей, из них лишь 200 млн. - из федерального бюджета, да и то не целевых, а в виде увеличения субсидий субъекту федерации - бюджет к тому времени был уже сверстан. Соответственно, остальные 434 млн. рублей нашлись каким-то образом при уже сверстанном бюджете в областной казне. По плану на 2009 год областной бюджет должен выделить на завершение строительства и отделку театра 648 млн. 700 тыс. рублей, федеральный - 325 млн. На конец октября всего освоено 1 млрд. 100 млн. рублей. Причем, мы видели, что в это же время продолжали строиться и другие объекты, такие как Ледовый дворец на Окружной, здание плавательного бассейна за кинотеатром "Современник", начато строительство библиотеки в Арбеково, закончился ремонт Дворца спорта Буртасы и пр.
Следовательно, несмотря на чрезвычайное случайное происшествие, а именно таким, а не заранее спланированным событием, вероятно, и был пожар в театре, деньги, и немалые, на его восстановление, нашлись! Нашлись без особого ущерба для остальных бюджетных программ. И, конечно же, эти деньги не резервировались специально в областном бюджете, поскольку бюджет формировался в 2007 году, а пожар произошел 2 января 2008 года. И это на фоне усиливающегося мирового финансового кризиса, который не обошел и нашу область. Конечно, в начале 2008 года, когда сгорел театр, еще никто и не предполагал, что в конце года финансовый кризис накроет весь мир. И если бы пожар случился на год позднее, еще неизвестно, нашлись ли бы деньги в бюджете с такой же легкостью на его восстановление. Но как бы то ни было, случилось так, как случилось.
В общем, 1 млрд. 100 млн. наши власти изыскали, несмотря на кризис. Они были затрачены в течение 2-х лет. Путем простого арифметического расчета можно сделать вывод, что в областной казне оказались и могут найтись ежегодно лишние полмиллиарда рублей, которые без значительного ущерба для жизнеобеспечения области могут быть в случае чего востребованы и истрачены. И городская администрация вносит свою лепту, правда, лишь в виде благоустройства прилегающей к театру территории. Были еще средства, пожертвованные благотворителями и собранные насильственным путем с бюджетников. Чиновники обещали отчитаться за каждую копейку и даже отправляли всех интересующихся судьбой собранных средств на сайт www.newteatr-penza.ru, который почему-то, увы, не работает. У разработчиков я выяснил, что сайт закрыт с весны этого года по инициативе заказчика - Министерства культуры.
В прошлом году в номере №1 сего журнала была опубликована моя статья под заголовком "Театр сгорел - ответ держать всем миром", в которой я рассматривал причины возникновения пожара и механизмы защиты от подобного рода происшествий и связанных с ними расходов. И я указывал, что кроме страхования, других инструментов избежать подобного рода непредвиденных расходов просто не существует. Все другие меры, такие как противопожарные и противовзрывные системы, антивандальные устройства, устройства наблюдения, слежения, контроля, различного рода сигнализации и пр. являются только средством для выполнения более ранних и эффективных действий по локализации и предупреждению ЧП.
Но, как показывает жизнь, ЧП случайны и происходят везде и всегда. Как в тех странах, где уровень строительной и общей культуры высок, так и в тех, где он чрезвычайно низок. К таковым относится, как это ни печально, и Россия. Именно поэтому весь цивилизованный мир пользуется таким финансовым инструментом, как страхование, так как если не удается физическим путем ликвидировать возможность возникновения ЧП, то страхование позволяет хотя бы снизить затраты собственника на восстановление поврежденного имущества или связанные с этим расходы.
Здание театра в 2008 году оказалось незастрахованным. Его собственником является область. Деньги на строительство нового здания этот собственник нашел. А откуда они взялись? Какой такой ценный продукт этот собственник производит, что на прибыль от его производства в полмиллиарда рублей ежегодно, он смог возвести театр?
Да ничего собственник не производит! Просто он распорядился нашими с вами деньгами, деньгами, которые поступили в областную казну от налогов и иных отчислений. И построил на эти деньги новый театр. Конечно, это очень здорово!

 

Театр новый - риски прежние
Но представим такую ситуацию. Что, если через некоторое время - через месяц, год, десятилетие опять произойдет пожар? Может дать какая-либо из контролирующих или обслуживающих театр организаций гарантию, что этого не произойдет? Конечно, нет! И что, собственник снова возьмет наши с вами деньги и снова будет строить новое здание? Так может продолжаться бесконечно!!! И снова никто не будет виноват. Вновь обращения к общественности о помощи, новые рабочие места для строителей, хорошая зарплата, откаты и прочие доходы некоторых, связанных со строительством, лиц. И до каких пор? А страховать такие объекты власти не догадываются или не считают нужным?
И как было бы в застрахованном варианте? Не как в сказке, конечно, но и не за наш с вами счет.
Наверняка, первое, что сделали бы страховщики, это поискали бы причину для отказа в выплате. Во-первых, они начали бы придираться к тому, что не сработала система пожаротушения, не сработала сигнализация, были нарушены правила пожарной безопасности и т.д. и т.п. Но, поскольку пожарники и администрация театра тоже не лыком шиты и не захотели бы брать вину на себя, трудно сказать, оказались ли бы эти доводы страховщиков достаточными для суда в случае доведения дела с выплатой до судебной инстанции. Суд, видимо, принудил бы страховщиков выплачивать ущерб.
Во-вторых, в любом случае страховщики занялись бы оценкой ущерба от пожара и скрупулезно подсчитали бы этот ущерб. Они оценили бы и то, что еще пригодно к эксплуатации. И здесь никаких приблизительных округлений не было бы. Конечно, если бы администрация театра не согласилась с расчетами экспертов-страховщиков, она могла бы назначить своих экспертов, и дело снова бы решалось в суде. Но в любом случае, общественность имела бы точную картину убытков.
В-третьих, даже если бы нашлись конкретные виновники пожара, страховщики бы выплатили деньги на восстановление театра, а регрессный иск предъявили бы к виновным. Ну и совершенно незачем было бы обкладывать данью предпринимателей или обращаться за помощью к населению. Или в срочном порядке изыскивать из областной казны огромные средства за счет других статей бюджета и, соответственно, в итоге, за счет нас с вами.
Кстати, стоимость страховки такого объекта как театр,  не так уж и велика. При страховой сумме сто миллионов рублей она составила бы приблизительно двести-триста тысяч рублей в год.
Много это или мало? По сравнению со сметой на строительство нового театра - сущий пустяк. Это менее тысячи рублей в день. Но за эту тысячу рублей страховщики несут ответственность круглые сутки в течение всего года…

 

Кто следующий?
Двухсот-трехсот тысяч рублей в 2008 году на страхование театра в бюджете не находилось, в то время как на строительство нового здания в том же году 400 млн. рублей нашлись!!! В чем же здесь загадка? Кто ответит на этот вопрос? Видимо, ответа не будет. Так же, как не будет ответа и на вопрос, почему до сих пор не застраховано деревянное здание музея Мейерхольда по ул. Володарского, здание музея Ключевского, картинная галерея им. Савицкого, почему не застрахованы другие городские объекты культуры, просвещения, здравоохранения, у которых собственником является область или город? Почему? Почему находятся деньги на пожарные и иные сигнализации - и деньги не малые. За счет этих денег кормятся многие организации, а объекты все же горят. И почему не находится средств на их страхование?
Когда я разговаривал с художественным руководителем ЦТИ "Дом Мейерхольда" Натальей Кугель, она показала мне письмо на имя министра культуры и архива Пензенской области В.В Огарева, в котором, в частности, указывала, что "…за прошедшие годы фасад дома Мейерхольда - мемориальный объект, неоднократно подвергался нападению хулиганов. Три года назад стекло одного из фасадных окон было прострелено пулей, 4 раза разбито витринное стекло на угловой рекламной тумбе, а 27 сентября сего года массивным дном от пивной кружки выбиты сразу два больших стекла фасада, о чем свидетельствует прилагаемый акт…"
Если бы ЧОП "Виктория", который является вневедомственной охраной объекта, смог защитить от всего этого музей Мейерхольда, этих событий бы не произошло. А представим себе, что вместо пивной кружки в окно дома Мейерхольда влетела бы зажигалка. Он бы сгорел дотла в мгновение ока. И какой ЧОП выделил бы деньги на его восстановление? Наталья Аркадьевна просила у Министра культуры оплатить счет ЧОПу на сумму 50 тыс. рублей. Я не знаю, получила ли она эти деньги. Но, думаю, что этих денег с лихвой хватило бы на страховую защиту здания в течение года.
Примерно такой же суммы хватило бы и на страхование музея Ключевского. Во время написания этой статьи я прогуливался по ул. Кураева, сзади музея Ключевского и наблюдал следую-щую картину: достаточно неплохой бордюрный камень убирался с мостовой, и на его место укладывался новый. И это на той части дороги и улицы, где в день проходят два-три человека. Вот на такую работу у нашей городской администрации деньги находятся. А между тем этих денег с лихвой хватило бы на страхование музея, без особого ущерба и для дороги, и для проходящих по ней одиноких путников.
Но на это денег в бюджете нет. Видимо, нет в силу мизерности суммы. А может быть, потому, что от таких малых сумм отщипнуть нечего? Вот от миллиарда рублей можно отщипнуть кое-что, и никто не заметит. А с 50 тыс. рублей, которые попадут к страховщикам, что взять?

 

Гори, гори ясно
В 1993 году сгорело здание культпросветучилища, которое не было застраховано. На его восстановление истратили большие деньги, но к цивилизованной защите от подобных случаев в дальнейшем не прибегли. В 2008 году сгорел театр, который также не был застрахован. На его строительство ушли еще большие деньги, и остается только надеяться, что, может быть, хотя бы теперь его застрахуют. Хотя, если учесть, что прошло уже два года с того трагического события, а количество застрахованных объектов культуры в городе не увеличилось, надежды на это мало.
Заканчивающийся 2009 год, пожалуй, как ни какой другой, был богат на различные катастрофы. Наиболее значительной оказалась авария на Саяно-Шушенской ГЭС, которая унесла жизни 75 работников. Не обошлось без катастроф и на нашей Пензенской земле. Совсем недавно, а именно, 13 октября произошел пожар в Первомайском РОВД. Казалось бы, уж здесь-то этого не должно было случиться по определению. И вот на тебе - произошло! В стенах самих стражей порядка! Что уж тут говорить об учреждениях культуры! Несмотря на все усилия административных и других органов, аварии, пожары и различные неприятные случаи продолжаются. А эффективных шагов по цивилизованной защите государственной собственности от убытков наши власти так и не делают. Почему? Наверное, потому что чиновнику, по большому счету, без разницы, на какие деньги восстанавливать сгоревшие или разрушенные  объекты - на деньги страховой компании или на средства из бюджета - это же не его дом и не его деньги. А в бюджете области - дыры. "Затягивают пояса" по всем направлениям: урезают средства по социальным программам, экономят на бюджетниках, лишая их индексации зарплат в будущем году, сокращают средства на расселение ветхого жилья. Кризис, однако! Наши власти призывают всех и вся экономить, а сами экономить так и не научились. Сгорит новый театр - еще раз восстановим, федералы еще подкинут с полмиллиарда. А страхование - слишком уж цивилизованный и чересчур прозрачный инструмент для нашей коррумпированной чиновничьей братии.

 

от редакции
Редакция тоже задалась вопросом: "А, действительно, собираются ли власти страховать театр?" И пошла с ним во власть. Поскольку собственником театра является Правительство области в лице Министерства культуры, туда мы и обратились. Министр Виктор Огарев не нашел ни времени, ни желания побеседовать с редактором на эту тему. На прямо поставленный (в телефонном разговоре) вопрос: "Заложены ли средства в бюджете на страхование театра на 2010 год?", ответил коротко: "Нет, не заложены". Со всеми последующими "почему" и "как же так" меня культурно отправили почему-то в финансово-экономический отдел Министерства, якобы сам Министр не в курсе, на что и куда заложены деньги. Начальник оного, Елена Панкова ответила потрясающе: "Это вообще закрытая тема, поскольку касается бюджетных денег". А мы наивно полагали, что бюджет - документ, открытый для обсуждения общественностью. Видимо, ошибались. В итоге нас опять послали - в Министерство финансов. Там нам тоже ничего определенного не сказали, а снова послали - в Министерство культуры - смета на все расходы, связанные с театром, составляется там. Единственным, с кем нам удалось более-менее продвинуться в диалоге, был зам. министра культуры Кирилл Застрожный. Он нас, мягко сказать, удивил, сказав, что ответственность за Драматический театр, в том числе и в части его страхования несет директор данного учреждения. И страховать или не страховать объект государственной собственности, решает лично он, правда, все-таки в рамках тех средств, которые ему выделены, но непременно с использованием средств, которые учреждение заработало само. От директоров всех учреждений культуры (цитирую): "это требуется в рекомендательной форме". Вот формулировочка! То есть, собственник за сохранность объекта не отвечает, а на нанятого по контракту человека вешается ответственность в 1,5 млрд. рублей. Ответит? А как же! Вот только вопрос - чем? Должностью, как это было с предыдущим директором театра? А кому от этого легче? Бюджетные деньги - не свои. Поэтому и спросить, по сути, не с кого. Цепочка, по которой нас посылали, привела на самый верх - туда, где деньги распределяются. Но и там нам ничего вразумительного не сказали. По сути, надо спрашивать у губернатора, ведь он один все пробивает и он один лишь знает: как, кому, куда и сколько. Зачем нужны все остальные чиновники, непонятно. Мы бы и спросили, да не у кого - Василий Кузьмич болеет. Дай Бог ему здоровья, а театр спаси, Господи, от пожара, ибо больше, получается, некому.









Copyright © Журнал Бизнес клуб в Пензе Все права защищены.

Опубликовано на: 2009-12-18 (720 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Content ©