Архив




Новости
Поиск
 
Возвращение потребителя
 




Возвращение потребителя
Рейтинг банков, осень 2010
Максим Денисов

Журнал "BusinessClub в Пензе" предлагает вашему вниманию осенний рейтинг известности и доверия банков, действующих на территории Пензы и области. Результаты различных исследований, проводимых "Парето-Центр", появляются на страницах издания регулярно. Но впервые исследования одного и того же сектора публикуются второй раз за год.


 

Тому есть, как минимум, две причины. Во-первых, известность и доверие  в банковском секторе - важнейший показатель экономического и социального положения в целом. Во-вторых, "Парето-Центр" выходит на стандарт исследований НАФИ (Национального агентства финансовых исследований). НАФИ проводит соответствующее исследование в масштабах страны именно дважды в год (в апреле и в октябре), что позволяет получать объективную картину состояния банковского сектора и экономики в целом.
О методике и выборке
В основу исследования положена методика НАФИ, которая предусматривает учет четырех показателей - известность бренда, известность местоположения, пользование услугами и уровень доверия. Следует отметить, что рейтинг банков в данном случае означает именно рейтинг известности и доверия и не учитывает, скажем, финансовые показатели. В том числе и из-за этого позиция банка в рейтинге может оказаться иной, нежели она видится по показателям Центробанка.
Тем не менее, она объективна. И объективность, в первую очередь, основывается на тщательно проработанных принципах выборки респондентов. Она, в частности, предусматривала два фильтра, отсеивавших респондентов, не являющихся объективно потребителями исследуемого рынка. Первый фильтр - опрашивались люди в возрасте от 20 до 60 лет. Это связано с известной политикой большинства банков, ограничивающих работу этой возрастной группой. Второй фильтр представлял из себя вопрос: "Пользовались ли вы кредитными банковскими продуктами?". Таким образом, учитывалось при составлении рейтинга лишь мнение людей, имеющих кредитную историю и являющихся таким образом активными банковскими клиентами.
Попутно выяснились две довольно любопытные вещи. В указанной возрастной группе активных банковских клиентов оказалось 37% от общего числа горожан. Это характеризует уровень востребованности в Пензе банковских продуктов, предлагаемых на сегодняшний день. И показывает возможности роста за счет расширения линейки этих продуктов. Кроме того, среди респондентов согласно выборке (212 респондентов) 68% мужчин. Хотя решение о кредите является "семейным", но финансовую ответственность по-прежнему чаще взваливают на себя именно мужчины.
Лидеры те же
Осенний рейтинг банков показал, что кардинальных изменений на рынке не происходит. Что и понятно - финансовый кризис миновал, и 2010 год вообще характеризовался финансовой стабильностью. Рейтинг сам по себе свидетельствует о том, что продолжается процесс стабилизации финансовой системы. Отмечаем тенденцию - открытие и возвращение филиалов банков, либо сворачивавших ранее свою деятельность в Пензе, либо вовсе не отметившихся до этого в нашей области. Пришел ФИА-Банк, Агро-Союз и "Ренессанс-Банк", вообще ушедший во время кризиса из банковского сектора, и сосредоточившийся на страховании.
Тройка лидеров с весны осталась без изменений. Сбербанк России, ВТБ 24, Банк "Кузнецкий" - их все знают и большинство им доверяют. Это и понятно, поскольку доверие, прежде всего, формируется временем. Эти банки - старейшие на Пензенской земле.
Незыблемы позиции Россельхозбанка - у него самое высокое соотношение "доверие/пользование". Банк прочно занял свою нишу, и пока не видно, что сможет его вытолкнуть из нее.
На четвертую позицию в рейтинге поднялся Банк "ТРАСТ". Причины его бурного роста упоминались в нашем весеннем исследовании. Это - административный ресурс, позволивший "подобрать" под себя сферу ЖКХ, и предложение доступного "электронного кошелька". Но этот ресурс не является неисчерпаемым, и от данного банка мы уже вправе ждать каких-то заманчивых предложений в области непосредственно банковских продуктов. Любопытно будет увидеть его позиции в рейтинге на следующий год.
В графе "известность" впечатляет со знаком "минус" падение показателей МДМ-Банка. Банк не менял ни названия, ни местоположения офисов, но поменял символику, цвета и т.д. И люди просто перестали его узнавать. Яркий пример того, как могут влиять на бизнес невнятные и непродуманные пиар-решения.
Самые значительные и интересные изменения в рейтинге связаны, на наш взгляд, с другим.
Возрождение потребительского кредита
Тенденции развития рынка банковских услуг на сегодняшний день связаны с возрожденным интересом потребительского кредитования. И в течение года более всего поднялись банки, которые проводили активную политику в этом направлении. Именно с этим связан рост банка "ЭКСПРЕСС-ВОЛГА", Альфа-Банка, Росбанка (при том, что на ипотечном рынке его сильно потеснили сегодня Нордеа-Банк и Банк "Открытие"), ВолгаКредитБанка. Особенно показателен случай банка "Тарханы", чья репутация, как казалось недавно, была уничтожена окончательно и бесповоротно. Однако то, что банк начал активно раздавать кредиты в то время, когда другие осторожничали, принесло свои плоды. И несмотря на то, что негативный шлейф за банком все еще тянется, мы наблюдаем определенный рост доверия к банку.
Антипример - "Русский Стандарт", серьезно упавший в рейтинге. И это падение связано опять-таки с активной политикой в отношении потребительского кредита. Правда, с политикой других банков. На ее фоне кредитные продукты "Русского Стандарта", еще недавно главного кредитора российских потребителей, уже не выглядят привлекательными. И, если собственно рейтинг доверия к банку был и ранее низок, то теперь пошли вниз и все остальные показатели.
Динамика развития
Любопытно проследить динамику развития банков, входящих в первую десятку рейтинга  за последние полгода. На представленных таблицах показаны три лидера роста  по каждому из учитывавшихся показателей.
По известности бренда и известности местоположения офисов банков впечатляет рост "Русь Банка". Это самая главная удача данного банка - удачный выбор местоположения. Тысячи граждан волей-неволей ежедневно видят вывеску этого банка, проезжая в личном или общественном транспорте по одной из центральных и наиболее оживленных улиц города. При этом отметим, что показатели пользования и доверия к данному банку пока не растут. Из остальных банков отметим, что все большую известность приобретают бренды банков "ЭКСПРЕСС-ВОЛГА" и "ТРАСТ", и все большему числу людей становится известным новое местоположение офиса банка "Тарханы".
Если рост известности банков, находящихся в первой десятке, поистине впечатляет, то показатели роста пользовательского интереса и доверия к банкам гораздо более скромны. Больше стали пользоваться услугами банка "ТРАСТ" и банка "ЭКСПРЕСС-ВОЛГА", что связано с упоминавшимися уже причинами. Продолжает активно укреплять свои позиции банк "Кузнецкий". Репутация местного, "своего", надежного банка, создаваемая годами, в том числе и во время банковского кризиса, приносит свои плоды. Отсюда и рост доверия. Незначительно, но выросли показатели доверия к Россельхозбанку и к банку "ЭКСПРЕСС-ВОЛГА". В целом отметим, что доверие к банкам растет довольно медленно.
Примечательно, что по показателям роста второе место везде занял банк "ЭКСПРЕСС-ВОЛГА". В этом отношении можно уверенно сказать, что из банков, действующих на Пензенской земле, именно этот банк проводит наиболее взвешенную и мобильную клиентоориентированную политику. Это и открытие новых офисов в доступных местах, и мощная рекламная политика, а главное - мобильность и гибкость в принятии решений. Так, "ЭКСПРЕСС-ВОЛГА" на сегодняшний день - один из немногих банков в Пензе, которые активно кредитуют пенсионеров. Как ни удивительно, но в банках эту категорию граждан принято считать группой риска, в то время, как именно она имеет, пусть небольшой, но гарантированный государством доход. И их привлечение может иметь положительное значение для дальнейшего развития банков.
Социальные перспективы
Исходя из отмеченных тенденций можно сделать вывод, что в выигрыше в ближайшее время окажутся те банки, которые смогут предложить гражданам небольшие доступные как по условиям, так и по времени и форме выдачи, кредиты.
И здесь мы отмечаем, впервые за все время публикаций нами банковских рейтингов (а это четвертая публикация), большую социальную значимость этого тренда. Банки обязаны вытеснить наконец нецивилизованные формы кредитования, представленные у нас всевозможными центрами микрофинансирования. Ни для кого не секрет, что некоторые из них представляют из себя натурально бандитские структуры. Условия кредита (встречаются, например, 1% в день!) и формы воздействия для его возврата - соответствующие. Забрать клиентов этих микро-центров себе - важнейшая задача банковского сектора. Хотя бы для того, чтобы милиции-полиции работы меньше было. У них, в связи с реорганизацией, и без борьбы с преступностью забот хватает.









Copyright © Журнал Бизнес клуб в Пензе Все права защищены.

Опубликовано на: 2010-12-22 (517 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Content ©