Архив




Новости
Поиск
 
Инвестиционно-строительный рынок Пензы № журнала 07_1
 




Страница: 1/2


ИАЦ «ПАРЕТО»

Инвестиционно-строительный рынок Пензы на сегодняшний день производит довольно стран-ное впечатление. С одной стороны, он объективно имеет все предпосылки для бурного роста. Мы видим и внутренние резервы строительных компаний, и приоритеты федеральных про-грамм, и очевидно неудовлетворенный спрос на жилье. С другой стороны, именно этого бурного роста мы и не наблюдаем. В чем причины? Каковы конфликты, препятствующие развитию? Ответам на эти вопросы и было посвящено данное исследование ИАЦ «ПАРЕТО».
















Несколько слов о его методике. В ходе опроса учитывалось мнение респондентов не старше 60 лет, и на вопрос «Оцените ваши доходы», выбравших варианты ответов «Денег достаточ-но, приобретение недвижимости не вызывает затруднений» или «Денег достаточно, приобре-тение недвижимости возможно при выполнении ряда условий; приобретение бытовой, компь-ютерной, видеотехники не вызывает затруднений». То есть мнение людей, реально способных на сегодняшний день вкладывать деньги в жилую недвижимость. Выборка составила 237 человек. Расчет показывает, что всего в Пензе таковых 12 750 человек. (Отметим, что по сравнению с 2005 годом, когда проводился аналогичный опрос, их число выросло довольно значительно – более, чем на 5 тысяч человек). В дальнейшем речь пойдет исключительно об этих людях. Для удобства восприятия материала они будут именоваться далее «покупатели».

Справка

Информационно-аналитический центр «ПАРЕТО» занимается исследованиями в различных сферах экономики и общественной жизни. По результатам данных исследований, центр предоставляет полную или частичную информацию Губернатору и Правительству Пензенской области, Законодательному Со-бранию, Администрации Президента Российской Федерации, Министерству стратегии и развития Пра-вительства Российской Федерации, региональным академиям государственной службы, научным и учебным учреждениям региона, а также средствам массовой информации.

Отличительная особенность «ПАРЕТО» – наличие экспертизы получаемых в ходе исследований данных со стороны специалистов, берущих на себя ответственность за их достоверность.

ИАЦ «ПАРЕТО» назван в честь Вильфредо Парето (1848-1923) – итальянского экономиста и социолога, представителя математической школы в экономике. В первых же его статьях, опубликованных в периодических изданиях, нашла отражение мысль, что экономика является математической наукой. Парето известен так называемым «законом Парето», описывающим процесс распределения доходов. Один из его принципов, «80/20», гласит, что небольшая доля причин, вкладываемых средств или прилагаемых усилий отвечает за большую долю результатов, получаемой продукции или зарабатываемого вознаграждения.

Эксперты ИАЦ «ПАРЕТО»:

Дмитрий Викторович
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ,
профессиональный политолог.

Родился в 1965 году в Саратове. Образование высшее, окончил Саратовский государственный универ-ситет. В настоящее время работает на кафедре политологии Поволжской академии государственной службы им. А.П. Столыпина. Кандидат исторических наук. Советник депутата Государственной Думы РФ Вячеслава Володина.

Анатолий Викторович
БОДРОВ,
политолог.
Родился в 1972 году в Пензе. Образование высшее, окончил Пензенский государственный педагогиче-ский институт имени
В. Г. Белинского. Куратор ИАЦ «ПАРЕТО» по Пензенской области.
Тел. 89033244874

Ложка дегтя в бочке меда

За последние 10 лет доходы населения существенно выросли. При этом важно отметить, что его расхо-ды выросли даже более существенно – доля накоплений несколько снизилась. Встает вопрос: куда ухо-дят эти деньги, на что люди их тратят?

Приведенный график соотношения прироста финансовых средств к расходам на приобретение недвижимости, построенный на основании данных Росстата, показывает, что доля денежных средств, направляемых гражданами на приобретение недвижимости, уменьшается. Пензенская область, в данном случае, является типичным регионом Российской Федера-ции. Логично в этом случае задаться некоторыми вопросами. Как фактические данные соотносятся с настроениями «покупателей»? Что влияет на их потребительское поведение?

Для начала выясним, какими активами располагают наши респонденты. Приведенная диаграмма №1 демонстрирует, как «покупатели» отвечали на вопрос: «Что из перечисленного находится в собственности Вашей семьи или у Вас лично?». Следует отметить, что вариант «из числа перечисленного имущества ничего нет» не выбрал ни один «покупатель». Особое же внимание следует обратить на то, что 84% «покупателей» имеют в собственности жилье. То есть, говоря о «покупателях», мы говорим о людях, которые потенциально желают улучшить свои жилищные условия. Что подразумевается под улучшением, или, говоря иначе, какова мотивация при приобретении нового жилья? В числе факторов, главным образом влияющих на неудовлетворенность существующими жилищными условиями, назывались:

l «грязные подъезды» (18%),

l «отсутствие двора, детской площадки, озеленения»» (16%),

l «удаленность от места работы, учебы, центра города» (14%),
l «соседи» (12%),

l «неудачная планировка» (11%),

l «ветхость, аварийное состояние дома и инженерных сетей и коммуникаций» (11%).
Однако главным фактором, не устраивающим «покупателя», является «общая площадь квартиры, до-ма». Таковых среди них 77%.

Сказанное следует учитывать в той связи, что главным активом при приобретении недвижимости ста-новятся не денежные накопления, а уже имеющаяся недвижимость. При решении вопроса приобретения жилья у «покупателей» нет возможности продать «что-то» для покупки недвижимости, кроме как недвижимость, находящуюся в их собственности. При этом 2/3 «покупателей» в той или иной степени пользуются услугами кредитных организаций и знакомы с ипотечными программами.
Однако, наличие желания и возможности, как выясняется, отнюдь не означает обязательную реализа-цию. Помимо приобретения недвижимости, у людей, как правило, существует масса других, вполне насущных потребностей, способных поглощать значительные денежные средства – отдых, лечение, образование и т.д. На вопрос «Как Ваша семья собирается распорядиться своими сбережениями в ближайшее время?» (диаграмма №2), вариант ответа «Приобрести новую квартиру, продать квартиру, обменяв на лучшую, построить загородный дом» выбрали практически все «покупатели». Однако, лишь 48% указали, что для них актуален только этот вариант.




Следующая страница (2/2) Следующая страница


Content ©