Архив




Новости
Поиск
 
Разморозились. Рынок ритейла – что с ценами? № журнала 4_2008
 




Страница: 1/2

 

Егор Семенов


Месяц май в этом году ознаменовался у нас окончательным формированием органов власти на последующие четыре года. Получив желанный «мандат от народа», власть тут же устремилась в будущее и решительно покончила с наследием прошлого. Каковое наследие выражалось, помимо прочего, еще и в замороженных в прошлом году, в преддверии выборов, ценах. Так что ставшее уже традиционным ежегодное исследование рынка ритейла, проводимое ИАЦ «Парето» в сотрудничестве с нашим изданием, прошло на сей раз под знаком некой «отмороженности».
«Отмороженность», впрочем, относится исключительно к предмету исследования. Само же исследование, как всегда, отличалось основательностью, и его данные позволяют делать некоторые объективные выводы.


 

Принципы

Исследование проводилось в два приема. Были выбраны ничем сами по себе непримечательные даты. 4-8 мая и 15-17 июня. Это позволило не просто определить стоимость «потребительской тележки», но и оценить реальные для Пензы результаты «разморозки цен». «Потребительская тележка» была составлена из 15 основных продуктов питания, традиционно учитываемых в такого рода исследованиях по России. При этом бралась минимальная граница стоимости товаров.

Для исследования были выбраны 7 магазинов, представляющих крупнейшие на сегодняшний день торговые сети Пензы. Причем у сетей, чьи магазины открыты практически по всему городу, выбирались магазины, расположенные не в центре, а на окраинах города – в дальнем Арбеково, в районе Пензы-2 и т.п. Минимальная стоимость «потребительской тележки» определялась отдельно для каждого из магазинов. Приведенные в таблице цены подтверждаются документально – чеками, сканами ценников и т.д. 

Приведенные таблицы позволяют читателю в полной мере делать собственные выводы о состоянии дел в пензенском ритейле и об уровне наших цен. А мы, по традиции, всего лишь сопроводим приведенные данные небольшим комментарием. 

Цены взяли разбег

Динамика инфляционных процессов такова: за 1 квартал 2008 года цены на продовольственные товары в целом выросли на 5,7% (источник: Центральный банк России, Департамент исследований и информации). Дальнейший общий уровень потребительской инфляции, связанный со скачком цен после их «разморозки», за неполные два месяца составил 7,7%. Увы, но это опровергло утверждения представителей власти (в частности, вице-премьера Кудрина) о том, что никакого скачка цен после «разморозки» не произойдет. Правда, не оправдались пока и самые унылые прогнозы, согласно которым инфляция после этого, ожидаемого всеми события, скакнет аж на все 30%. Может, конечно, это и означает, что никакого скачка цен нет – между 30 и 8 все же есть разница. Но для обычного рядового покупателя и 8% - серьезный удар по кошельку. 

Отметим, что в наибольшей степени рост цен коснулся товаров глубокой переработки. Если рост цен на мясо (говядину) составил 10%, то на сосиски уже 15%, а на полукопченую колбасу 19% – почти вдвое больше! Еще более очевидно это на примере молочных продуктов. Цена сливочного масла (причем, именно обычного сливочного масла – не спреда!) подскочила на 21%. Это при том, что розничная цена литра молока даже снизилась на 1,3%! В снижении цены на молоко удивительного ничего нет. Это связано с тем, что после бурного роста закупочных цен в прошлом году, в этом году закупщики их резко снизили. При этом, однако, если снижение закупочных цен составило разы (конкретно, с 12 до 5-7 рублей за литр), то цена на молоко в магазинах упала лишь на один жалкий процент. В большом проигрыше остается сельхозпроизводитель, практически ничего не выигрывает покупатель – кому достается вся эта грандиозная молочная прибыль – можно только догадываться. 

Впрочем, тема нашего исследования – ритейл, а он не является источником «молочной проблемы». Здесь стоит отметить лишь то, что тенденция роста цен на продукты глубокой переработки сохранится и в дальнейшем. И особенно она будет чувствительна именно для нашего города. Причина тому называлась уже неоднократно.

Если сырье наша область еще плохо-бедно производит, то с переработкой этой продукции дела по-прежнему обстоят крайне туго. Что можно наблюдать на примере все той же молочной продукции – продуктов переработки пензенских производителей на прилавках сетей крайне мало или почти нет. Исключение составляет сыр, ставший предметом особого внимания со стороны лично губернатора области. И, кстати, именно на сыр-то цены и не поднялись. Но это лишь исключение, подтверждающее общее правило. 




Следующая страница (2/2) Следующая страница


Content ©