Архив




Новости
Поиск
 
Сила инерции. Куда растет рынок телекоммуникаций?
 




 

Максим Денисов

Журнал «Business Club в Пензе», совместно с ИАЦ «Парето» продолжает серию публикаций, посвященных исследованию различных сегментов пензенского рынка. На сей раз предметом исследования стал имидж компаний, предоставляющих услуги телефонной (как стационарной, так и сотовой) связи и услуги телекоммуникационных сетей, построенных по принципу «оптика до дома».



Исследование проводилось на основе данных, полученных в результате домашнего анкетирования 408 человек, которым было предложено ответить на вопросы: услугами какого интернет-провайдера, кабельного (спутникового) телевидения и оператора телефонной связи они пользуются, оценив качество услуг по пятибалльной шкале, а также назвать основные преимущества оказываемых услуг. Уникальность данного исследования состояла в том, что ИАЦ «Парето», работая с исследованиями телекоммуникационного рынка в Пензе на протяжении нескольких лет, является единственным, кто обладает абсолютно точными сведениями о совокупной выборке респондентов. Дело в том, что портрет пользователя телекоммуникационных услуг существенно отличается от портрета пользователя каких-либо других услуг. По данным ИАЦ «Парето», за последние несколько лет возрастной порог пользователей увеличился с 40–45 лет до 55–60 лет.

 

Результаты исследования представлены в таблицах. Мы же, по традиции, предлагаем вам некоторые наблюдения относительно этих данных.

 

Оптика расширяет горизонты

У интернет-рынка в Пензе есть своя история. Долгое время безраздельным властителем на нем была компания Волгателеком. Обуславливалось это абсолютным главенством технологии dial-up – выхода в Интернет через стационарную телефонную сеть. И лишь незначительную долю имели такие провайдеры, как Золотая линия, Технолинк и др. Рынок взорвала технология «оптика до дома», которая стала завоевывать  Пензу приблизительно с 2003–2004 года. Очень быстро для потребителя стало очевидно, что данная технология не только обеспечивает несравненно более высокую надежность и качество, но и реально удешевляет услугу.

Дополнительным толчком к расширению рынка стала востребованность интернет-услуг на предприятиях и в организациях. Здесь возникла своеобразная эволюционная цепочка – человек, освоивший Интернет по служебным надобностям, с большой долей вероятности захочет иметь к нему доступ и дома. В связи с этими факторами за последние три года количество пользователей Интернет в Пензе возросло весьма существенно: с 8% от общего числа совершеннолетнего дееспособного населения до 27%!

Очень любопытно разделились предпочтения пензенцев относительно интернет-провайдеров, в зависимости от места выхода в интернет (дома или на работе). На работе люди (включая руководителей), не предъявляют особых требований к качеству услуги. Как правило, они  довольны тем, что имеют. А вот для дома потребитель уже выбирает высококачественную услугу. И именно за счет домашнего Интернета отчетливо прослеживается лидерство двух провайдеров – Дом.ru (ЭР-Телеком) и PNZ-сеть (ПензаТелеком). Качество предоставляемых ими услуг оценивается как сопоставимое, но преимущество – у «ЭР-Телеком». Фора во времени, которую имела  компания ПензаТелеком, начавшая работать раньше, постепенно нивелируется. Именно поэтому мы сегодня говорим о двух явных лидерах. В то же время следует отметить, что в определенной степени конкуренцию им составляет «Волгателеком» с технологией j-dsl. Золотая линия, Транс Линк и Ростелеком, по оценкам существенно проигрывают. Доля остальных провайдеров невелика – они, в основном, держатся на обслуживании корпоративных клиентов.

Очень небольшой сегмент потребителей в Пензе пользуется услугами Интернета через сотовую телефонную связь (менее 3%). Главным образом, это связано с тем, что услуга еще достаточно дорога, да и пользование ею возможно при наличии достаточно дорогих аппаратов. В будущем стоит ожидать роста ее популярности за счет молодежи.

Количество потенциальных, еще неохваченных пользователей достаточно велико, и пополняется за счет нового поколения, воспитывающегося в современной  информационной среде. Из-за этого нельзя исключать и появления новых игроков – места на поле пока хватает. Однако, с определенной долей уверенности можно говорить, что уже будущий год может стать пороговым. И вот уже тогда можно будет ждать настоящей борьбы за пользователя с продвижением более современных, качественных и доступных услуг.

Кабельная многовекторность

Кабельное телевидение в Пензе – это тоже своя история. Оно существует уже с конца 80-х годов, но до сравнительно недавнего времени было чуть ли не сугубо «арбековским явлением». Три компании поделили между собой этот район и предоставляли пользователям практически безальтернативную услугу. И в этом отношении настоящей революцией стало появление оператора «Диван-ТВ» (ЭР-Телеком), который выдвинул принцип «хотите – подведем». Практически и одновременно этот принцип стал осуществляться и «Пенза ТВ» (ПензаТелеком), и в короткие сроки кабельное телевидение стало реальностью для большинства жителей города.

На настоящий момент развитие данного сегмента рынка идет инерционно. Связано это с тем, что основные преимущества: огромный выбор каналов, высокое качество изображение и звука и ежемесячная абонентская плата, в принципе, у всех операторов схожи. Отдельные преимущества, связанные с сервисом, низкой стоимостью подключения не являются стимулирующим фактором для смены оператора. Поэтому на сегодняшний день более архаичное, по сравнению с лидерами, «арбековское» кабельное телевидение (составляющее примерно 35% рынка) еще может чувствовать себя вполне спокойно. В будущем для федеральных лидеров возможен такой ход, как покупка этих сетей. Но это уже предмет совсем другого исследования.

Но вот что стоит отметить в отношении сетей компаний ЭР-Телеком и ПензаТелеком, так это их многовекторность. Подведенный кабель – это и телевидение, и Интернет и телефония. Если сейчас, например, сорокалетняя домохозяйка 35–40 лет пользуется лишь кабельным телевидением, то через пару лет ее детям, которым исполнится 18–20 лет, потребуется Интернет. И здесь преимущество сетей лидеров очевидно.

Новый лидер, или конец инерции

Любопытный факт. Среди опрошенных оказался небольшой сегмент пользователей (8%), не имеющих (и даже отказавшихся от стационарной связи) и не стремящихся таковую иметь. И уж совсем ничтожно число людей, отказывающихся от мобильной связи. В целом, граждане предпочитают иметь и то, и другое. Главным преимуществом стационарной связи называют, разумеется, ее качество, а преимуществом мобильной – мобильность. Лидер стационарной связи – Волгателеком. Альтернативные предложения не имеют весомой доли на пензенском рынке. Услуга стационарной телефонии «Горсвязь», предоставляемая ЭР-Телеком, на сегодняшний момент еще не открыла пензенцам свой потенциал. Преимущество она приобретает только при междугородней связи с городами присутствия компании.

А вот, что касается мобильной связи – здесь констатируем значительные изменения по сравнению со временем трехлетней давности. Если тогда явным лидером сотовой связи в Пензе является Смартс, то сейчас он остался позади федеральных операторов – Мегафона и Билайна. И качество услуг, и дополнительные функции, и сервис у операторов этих компаний оказались выше, а преимущества, которые имелись у прежнего лидера за счет существовавшей некогда монополии, перестало играть свою роль. Своеобразно на этом фоне выглядит НСС (выступающая под маркой ON) – у нее прочно занят сегмент – студенчество, за счет главного (и едва ли не единственного) преимущества – стоимости звонков и SMS. Ее положение, вероятно, ни в одну из сторон в обозримом будущем не поколеблется.

В отношении же общей ситуации можно сделать вывод – инерция развития рынка мобильной связи закончилась. Начался передел рынка. Рынок остальных телекоммуникационных услуг в Пензе пока еще отстает от рынка сотовой связи по темпам развития, но через пару-тройку лет его будет ждать подобная судьба.









Copyright © Журнал Бизнес клуб в Пензе Все права защищены.

Опубликовано на: 2008-11-07 (1273 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Content ©