Архив




Новости
Поиск
 
ПОСЛЕДНИЙ ВЫБОР
 





Егор Семенов

1 марта 2009 года, согласно действующему законодательству – единый день для выборов ор-ганов местного самоуправления. На этот день назначены и досрочные выборы в городскую Думу Пензы. Традиционно интерес к выборам такого уровня в городе никогда особенно высок не был. Процент явки избирателей на них едва превышал существовавший до недавнего времени порог, основным электоратом были пожилые люли, а большая часть граждан попросту не вспоминала, что такие выборы проводятся. Между тем, на сегодняшний день, выборы в органы местного самоуправления – едва ли не единственный, оставшийся и реально действующий демократический институт. Последние выборы в Государственную Думу и областное Законодательное собрание, а также выборы президента российской Федерации были скорее ритуальными действиями, нежели реальным волеизъявлением народа. К формированию органов исполнительной власти субъектов федерации население сегодня также уже никакого отношения не имеет и, согласно обещанию действующего президента РФ, иметь в обозримом будущем не будет. Выборы в городскую Думу 1 марта будущего года – последние выборы, на которых голос гражданина будет иметь реальный вес.


  

О специфике грядущих выборов и о будущем городских органов власти мы разговаривали с депутатом Пензенской городской Думы III и IV (действующего) созыва, известным в городе независимым политиком Валерием Беспаловым.

 

Специфика местного выбора

 

С нашим мнением о выборах в органы местного самоуправления, как о последних, действительно демократических выборах в стране, Валерий Беспалов в целом согласился, более того, развил эту мысль.  

В.Б. На выборах в городскую Думу существует реальная борьба за мандаты между различными кандидатами. Кроме того, эти выборы – единственные, на которых за рядовым гражданином оставлено реальное право не только избирать, но и быть избранным. Как показала практика предыдущих выборов, административный ресурс во многих случаях оказался бессилен против реального волеизъявления народа. Об этом говорит хотя бы то, что из 18 кандидатов, выдвигавшихся на предыдущих выборах от партии «Единая Россия», прошли в Думу лишь четверо. 

 

Возможно, именно с этим связано желание властей ввести и в органах местного самоуправления пропорциональную систему избрания по партийным спискам. Хотя, казалось бы, политические идеи и партийные платформы имеют не слишком прямое касательство к решению конкретных бытовых вопросов на микроуровне, которыми и призваны заниматься органы местного самоуправления – здесь все должно зависеть от личных качеств того или иного депутата, а не от его партийной принадлежности. В этом смысле решение о выборах по партийным спискам на уровне города представляется совершенно неразумным и объясняется лишь желанием окончательно задавить «вертикалью» и контролировать все и вся.

 

В.Б. Желание формировать состав городской Думы на половину по партийным спискам определенно присутствовало. В данном случае оно уступило место желанию провести выборы как можно быстрее. Причина этого, как мне кажется, опять-таки в желании получить для «партии власти» как можно больше мест в Думе. Понятно, что с развитием кризиса и неизбежным падением уровня жизни граждан, популярность власти будет падать, и скажется это, прежде всего, на местных «единороссах». То, что выборы будут проходить исключительно по одномандатным округам – результат невозможности внедрить новую систему по времени. Видимо, следующие выборы уже будут проходить по смешанной системе. Лично я – сторонник одномандатной системы для городской Думы. Однако, хороши или плохи партийные списки сами по себе – вопрос неоднозначный. Ведь из 14 человек, одолевших на предыдущих выборах «единороссов», большинство (за редким исключением, например, беседу-щего с вами депутата Беспалова) впоследствии «прописалось» именно во фракции «Единой Ро-сии». С другой стороны, пропорциональная система именно в Пензе позволила бы укрепить свои позиции коммунистам. А ведь именно благодаря коммунистам было принято решение, скажем, об отмене земельного налога для пенсионеров. При этом вовсе не коммунисты лоббируют систему смешанных выборов. Такой получается парадокс.

 

Кто к нам придет?

 

Как мы видим, главной причиной спешки с выборами (которые вообще-то, исходя из сроков полномочий нынешнего состава Гордумы, логичней было бы проводить в марте 2010 г.) называется стремление правящей партии сохранить свои позиции в городском представительном органе. Думается, к этому следует приплюсовать стремление сохранить свои места действующими депутатами. Нынешний глава города Иван Белозерцев утверждает, что 90% состава нынешней Думы решит эту задачу. Валерий Беспалов же придерживается мнения, что переизбираться на уровне местных органов власти гораздо труднее, нежели избираться в первый раз.

 

В.Б. На уровне Гордумы особенно видны результаты работы каждого конкретного депутата по каждому конкретному округу. На прошлых выборах переизбраться смогли лишь шестеро. Думаю, в этот раз обновление произойдет как минимум на 50%. Здесь необходимо иметь в виду и еще один дополнительный фактор. У нас сократилась численность депутатского корпуса Законодательного собрания области. Многие депутаты остались не у дел, и у них вполне можно прогнозировать желание восстановить свой статус. Тем более, как ни парадоксально, статус депутата Гордумы оказывается предпочтительнее статуса депутата Заксоба области. По крайней мере, известный бизнесмен Русев, избравшись в оба этих представительных органа, предпочел мандат депутата городской Думы. Если сегодняшний состав Гордумы – предпринимательский на две трети, то новый состав будет таковым на три четверти, если не более. Ресурсы бизнеса в конкурентной борьбе за мандат депутата дают ему несомненные преимущества, а интерес бизнес-структур к местным выборам только растет. Нынешние бизнесмены достаточно четко понимают, зачем им это нужно. Хотя, со стороны это и не всегда понятно. Политика для бизнеса – игра опасная. Очевидным здесь являются лишь затраченные на свое избрание ресурсы. По факту же депутат-бизнесмен зачастую становится заложником своего избрания – не может раскрыть рта, возразить исполнительной власти более высокого уровня, опасаясь неблагоприятных последствий для собственного бизнеса. Для бизнесмена выгоднее было бы не заседать в Думе самому, а иметь там своего представителя – хотя институт лоббирования у нас официально и не существует, по факту он используется. Тем не менее, для некоторых бизнесменов депутатский статус сыграл важную роль в дальнейшем развитии их бизнеса.

 

Работа депутатов:

итоги и непочатый край

Как бы то ни было, на результаты грядущих выборов решающее влияние должны оказать итоги работы нынешнего депутатского корпуса. Кого же, как не представителя этого корпуса и спрашивать об итогах его работы…

 

В.Б. Для того, чтобы верно оценить результаты работы Гордумы IV созыва, необходимо четко представлять ее функции, то, на что она реально может оказывать влияние в жизни го-рода. Это: 1) принятие бюджета; 2) назначение на должность главы Администрации города; 3) контроль за деятельностью исполнительных органов местного самоуправления; 4) определение порядка управления госимуществом и его распределеня.Что касается первого пункта, то здесь депутатам нынешнего созыва удалось, на мой взгляд, немало. Они настояли на выделении средств на обустройство детских площадок во дворах, впервые за много лет было уделено внимание финансированию ремонта не только основных городских дорог, но и внутриквартальных, и дворовых. Выделены средства на капитальный ремонт жилых домов, определена очередность. 1011 молодых семей включены в программу улучшения жилищных условий – понимаем, что эту цифру нам сверху урежут значительно, но хоть кому-то, да удастся помочь. Для решения этих задач потребовалась немалая работа. Хуже дела обстояли с контролем. Чего стоит история с «Горводоканалом». Департамент ЖКХ был должен МУП «Горводоканал»  33 млн. рублей. В процессе банкротства этот долг был продан вновь образованному ООО «Горводоканал» за 5 млн. рублей. Исполнительная власть затем обратилась в Гордуму с просьбой выделить деньги на покрытие этого долга. С вескими на то основанием – бюджет несет полную ответственность по обязательствам города. В результате частный собственник получил за свои 5 млн. – 33 млн. рублей. Все формально по закону, но в чьих интересах это устраивалось – очевидно. Помимо сделки с водоканалом состоялся еще ряд сделок, связанных с долгами других муниципальных предприятий. Долги в десятки миллионов рублей были приобретены фирмой, некогда возглавляемой госпожой Кипуровой, ныне работающей 1-м заместителем главы администрации г. Пензы.

 

Именно взаимоотношения с местной исполнительной властью являются главным упреком общества нынешнему составу Гордумы. То, что официально главой города является председатель Думы, говорит о том, что исполнительная власть должна быть максимально подотчетна и подконтрольна власти представительной. На деле – ничего подобного. Исполнительная власть словно бы взялась ниоткуда и действует сама по себе. Даже назначения мэра («сити-менеджера») происходили, по общему мнению, под давлением со стороны, а не по критериям и предпочтениям депутатского корпуса.

 

В.Б. Действительно, неподконтрольность нынешней исполнительной власти города – большая проблема. Если при прежнем сити-менеджере Пашкове, депутатские обращения по насущным вопросам городского хозяйства рассматривались незамедлительно, то сейчас они лежат без движения месяцами, а то и вовсе бесследно исчезают. Городская власть сегодня работает по инерции, от пинков губернатора. Если бы не его активность (а вообще-то, ведение городского хозяйства – не его функция), наступил бы полный упадок. Гордума, оказывается, и вовсе не при деле. Отчасти виновата сама порочная система, принятая Гордумой III созыва. Убежден, что адекватная исполнительная власть в городе может быть сформирована лишь путем всенародных выборов. Но пока их не вернули, ответственности с нынешнего состава Гордумы никто не снимал – от личностей здесь зависит многое. Сейчас просто не существует критериев, по которым следует оценивать деятельность местной исполнительной власти. На федеральном уровне определен перечень показателей, по которым должны отчитываться губернаторы. Для муниципалитетов такого перечня нет. И Гордума должна была его определить, введя, например, такие показатели, как численность населения, среднедушевой доход, обеспеченность жилплощадью и т.д.

 

P.S. Выстраивание взаимоотношений с исполнительной муниципальной властью, как видим, является первоочередной задачей нового состава городской Думы. Однако, как отметил Валерий Беспалов, существует главное препятствие – пассивность граждан. Нынешняя власть сделала все, чтобы внушить им мысль о том, что от них ничего не зависит – отменив порог явки, графу «против всех», обезличив федеральную законодательную власть. И, в отличие от выборов федеральных, на городских никому высокой явки для своей дальнейшей карьеры организовывать будет не нужно. Выборы в Думу – это последние выборы, на которых мы реально можем еще на что-то повлиять. Так что все-таки надо, по крайней мере, прийти в марте на избирательные участки, чтобы сделать свой выбор. А если есть желание и возможности, то и побороться за депутатский мандат. 









Copyright © Журнал Бизнес клуб в Пензе Все права защищены.

Опубликовано на: 2008-12-25 (983 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Content ©