Архив




Новости
Поиск
 
Кто выживет в кризис?
 




Директор Пензенского филиала
ООО «Интерконт-Аудит-сервис»
Елена Анатольевна Касынкина

БИЗНЕС В КРИЗИС – ВЫЖИВАЕТ УМНЕЙШИЙ


У. Баффет, самый успешный в мире биржевой игрок, который сделал состояние, как раз скупая фирмы в периоды падения их котировок, говорил: «Если обнаружил себя в яме, первым делом перестань копать». Спасут ли находящийся в сложном положении бизнес кредиты, которые сейчас доступны только под 25% годовых или затянут еще глубже в кабалу к банку? Что предпринять в условиях резкого уменьшения спроса на товары и услуги? Как бороться с резко возросшей дебиторской задолженностью и увеличившейся в два раза ценой импортных товаров?


Ситуация, в которой сейчас оказался малый бизнес, сложна прежде всего своей неопределенностью. Выиграет тот, кто быстрее сумеет адаптироваться в меняющихся обстоятельствах. На кону у предпринимателей – достигнутые нелегким трудом финансовое состояние и текущий уровень жизни их самих и их семей. Сразу хочу оговориться, что не всегда виной «болезни» бизнеса является кризис. Просто в некоторых случаях он стал катализатором, например, если организация уже год-два жила за счет кредитных заимствований, работала неэффективно, но внешне оставалась на плаву. Ведь главный смысл настоящего мирового кризиса в том, что начала рушиться система потребления в долг. Закономерно и одномоментное разорение «фирм – прилипал» к крупному бизнесу, посредников, например, риэлтеров, наживавшихся на непомерном росте рынка жилья, трейдеров, дающих прогнозы о росте акций нефтегазового сектора, то есть тех, кто сам ничего не производил, а просто паразитировал на росте рынка товаров и услуг, который наблюдался в последние годы в стране. Первые сложности у малого бизнеса начались во второй половине 2008 года и были связаны с ухудшившимся финансированием банками: кредиты просто перестали давать. К началу 2009 уже практически все ощущали недостаток ликвидности, цены закупки резко выросли в связи с девальвацией рубля, росли взаимные неплатежи в цепочках поставок, резко выросла дебиторская задолженность. Те предприятия, у которых бизнес не был сбалансирован, в структуре оборотных средств собственные средства были минимальными, а кредитный портфель максимальным, развалились, несмотря на, казалось бы, устойчивое положение на рынке. Сегодня как никогда надо следить за тем, чтобы финансовые показатели были в норме, контролировать товарные запасы, обращать внимание на коэффициент оборачиваемости товара и дебиторскую задолженность.

Меры в кризис
Универсальных советов, как побороть кризис, – нет. Сейчас значительно возросла роль самих менеджеров и руководителей и их способность принимать верные управленческие решения. Ведь в переводе с греческого «кризис» – это решение. Приведу лишь те антикризисные меры, которые уже опробованы и применены многими компаниями. Все они направлены на повышение эффективности и конкурентоспособности.
„ Диверсификация, отказ от нерентабельных направлений, тщательный анализ планируемых инвестиций, в том числе с привлечением сторонних экспертов.
„ Управление дебиторской задолженностью – мера, которая нужна сейчас всем. Есть уже наработанные методики, опробованные, в том числе и в Пензе. Здесь применяется как экономический анализ, так и анализ хозяйственных договоров и самой организации работы силами Ваших сотрудников. На волне кризиса возникают и специализированные коллекторские агентства, но из-за абсолютной неразвитости этого направления зачастую они просто выбивают долги.
„ Оптимизация расходов (не уменьшение, а именно оптимизация). Одним сокращением издержек, иногда не до конца продуманным, можно достичь либо кратковременного эффекта, либо противоположного результата – уменьшения выручки. Например, анализ применяемых средств маркетинговых коммуникаций. Если телевизионная реклама дала прирост выручки в 50 %, а стоила для малого предприятия 10% от оборота, то, конечно, это оправданные расходы.
„ Нельзя забывать о потребителях товаров и услуг. Если удастся понять, каковы их пожелания в изменившихся условиях – прогноз для бизнеса будет благополучным.
„ Оптимизация бизнес-процессов, создание условий для повышения производительности труда. Мы прекрасно понимаем, что круг обязанностей должен увеличиться: повыситься степень взаимозаменяемости сотрудников, должно максимально сократиться время для принятия решений, контроль над уровнем продаж стать ежедневным. Это требование времени, пренебрегать которым сегодня нельзя.
„ Изменение системы мотивации и повышение ответственности сотрудников. Во многих фирмах уже изменили систему оплаты труда менеджеров за счет сокращения фиксированной части (должностного оклада) в структуре зарплаты и увеличения переменной (стимулирующих выплат). Таким образом, решается вопрос с теми, кто приносит фирме мало пользы, на его место приходят более эффективные сотрудники. Это непопулярная мера, но если одновременно с ней повысить гарантии соблюдения трудового законодательства, не забывать о постоянной разъяснительной работе, поддержании позитивного настроя у сотрудников – результат будет оправдан.
„ Сотрудничество, в широком понимании этого слова. Когда продавец порекомендует мастера, который поможет с установкой техники, страховщик воспользуется услугами строительной фирмы, которая застраховала у него профессиональный риск, а юридическая фирма в обмен на свои услуги заключит с медицинским центром договор о корпоративном обслуживании своих сотрудников, – в выигрыше будут все. Не исключен вариант, когда есть смысл в объединении со вчерашним конкурентом, либо покупке профильных активов у разорившегося партнера.
„ Экономия на аренде офиса. Либо за счет сокращения площадей, либо поиска более дешевого варианта.
„ Изменения в порядке планирования и бюджетирования деятельности. Правильно составленные планы маркетинга, более реалистичные, учитывающие состояние рынка товаров, услуг, рынка поставщиков – очень важный элемент повышения конкурентоспособности.
„ Немаловажным является и психологический аспект сегодняшней ситуации, хотя вряд ли закаленные в борьбе за собственность российские бизнесмены начнут кидаться под рельсы и прыгать с верхних этажей зданий, но в любом случае не следует поддаваться панике, ограничивать себя в общении с друзьями и откладывать праздники, заполняя все свободное время просмотром бизнес-каналов телевидения и чтению книг типа «Как спастись от кризиса». Тем более решение часто приходит в результате общения на, казалось бы, отвлеченные темы. Западные аналитики даже советуют принимать на работу в такой период людей, ранее не работавших в данной сфере. Кризис – это время нестандартных решений.

Закрывать или продавать?
Просто так «закрыть» бизнес, тем более обремененный долгами, обязательствами в отношении работников и т.д., нельзя. Существует процедура банкротства, которая, если ей правильно воспользоваться, иногда позволяет вывести бизнес из тяжелого положения, вернуть платежеспособность, сохранить коллектив и наиболее значимые активы. Конечно, тут понадобится специалист в данной области – кризисный менеджер, внешний управляющий.
Не меньших усилий требует и продажа бизнеса. Ни в коем случае нельзя, приняв решение о продаже (мотивы могут быть разные), бросить управление, ослабить контроль и, ничего не объяснив коллективу, позволить фирме развалиться. Нужна предпродажная подготовка, а кроме того, сама процедура может быть разной (продажа долей, активов по частям, либо предприятия целиком). В каждом случае требуется разное юридическое оформление и налоговые последствия. Ведь, несмотря на широко разрекламированный лозунг о сокращении количества проверок малого бизнеса, по недавнему заявлению премьер-министра, всеми нами любимого В.В. Путина, «никому не будет позволено воспользоваться кризисом, чтобы не платить налоги», поэтому сделку надо грамотно оформить, иначе она может быть опротестована.

Равнение на олигархов
«Ничего не делайте – и бизнес перестанет приносить доход», – это известно каждому, кто занимается предпринимательством достаточно долго. С другой стороны, чем выше риски, тем больше потенциальная прибыль – это закон бизнеса. Если бы решение было очевидным, его увидели бы многие. Кризис – время, когда проявляются таланты, делаются капиталы. Те, кто в 1998 году почувствовал, какие бизнес-направления имеют наибольший потенциал, тот сейчас в числе самых богатых людей России. Кто в 2000 году мог предполагать, что сельхозземля – это ценный актив? Может быть, стоит присмотреться к действиям этих бизнесменов сегодня?
В Интернете появилась информация, что Михаил Прохоров скупает земли в Подмосковье для застройки ее элитным жильем. Скупает очень дешево, так как практически все девелоперы планировали стройки за счет кредитов и сейчас на грани полного разорения. Другое дело, прав ли он на этот раз? Единственное, что, на мой взгляд, необходимо учитывать, так это то, что надо разбираться в той отрасли, куда планируешь инвестировать средства. Об этом очень хорошо пишет в своих книгах Дональд Трамп, который, по его же словам, несколько раз становился банкротом, но упорно продолжал заниматься тем, в чем хорошо разбирается – недвижимостью.
Еще вариант – покупка бизнеса конкурентов. Он перекликается с предыдущим, так как по определению Вы хорошо можете оценить сильные и слабые стороны этого актива. На сегодняшний день на одно предложение о покупке приходятся три о продаже. Следует поторопиться, поскольку покупать имеет смысл, пока предприятие окончательно не обанкротилось.
Наверное, будут успешными проекты в области сельского хозяйства, но если человек далек от него, то успешный на бумаге проект может обернуться полным провалом. Запущенные в пруд рыбы нарушат всю экосистему, картофель банально не уродится, а импортные буренки не будут давать приплод.
Устойчивыми к кризису или перспективными отраслями в России называют следующие: строительство инфраструктуры, сельское хозяйство, пищевая промышленность, фармацевтика, производство бытовой химии, трубопрокат. Кроме того, на любом этапе развития рынка, во время кризиса в том числе, успешно работают частные инвестиции, понятно, что лучше – в вышеназванных отраслях. Раньше за сравнительно небольшую долю (10% акций) компания могла получить приличные заемные средства, сейчас инвестор может легко попросить блокирующий пакет (от 25% плюс одна акция) до контрольного (до 50% и больше), сославшись на текущие проблемы и неясные перспективы.
Еще один вариант – те инвестиции, которым государство обещает поддержку. Нужно будет внимательно следить, какие из широко обсуждаемых антикризисных программ будут реализовываться в Пензенском регионе, и постараться войти в число избранных.

Что делать малому бизнесу в Пензе?
По моему мнению, развитие сетевой розницы не уменьшит потребность людей в магазинчиках шаговой доступности, где можно купить свежий хлеб, молоко и другие товары повседневного спроса, ради которых нет смысла ехать в крупный супермаркет. Другое дело, что товар должен быть всегда свежим, обслуживание тактичным, покупатель должен чувствовать себя желанным гостем.
Опять же, исходя из пожеланий нас с вами как потребителей, развития каких услуг нам бы хотелось? Я, многое время находясь в столице, привыкла, что буквально любой товар, начиная от компакт-дисков, косметики, продуктов питания и заканчивая дорогостоящей бытовой техникой, ювелирными изделиями известных трендов и т.д., в течение нескольких часов доставят в любую точку Москвы, причем доставка будет бесплатной, либо очень недорогой. В Пензе этого пока нет, хотя это позволит экономить как на аренде, так и на персонале.
Мне известно, что по-прежнему существует проблема с дошкольными учреждениями, а частных садиков очень мало. Может быть, это перспективно, наверное, будут пользоваться спросом и другие образовательные услуги, недорогие точки общепита и виды организации досуга. В общем, есть над чем задуматься и извлечь выгоду даже из кризиса.
Девальвация рубля стимулирует импортозамещение. Например, люди не перестали болеть, а количество импортных лекарств резко сократилось. То есть, от кризиса выиграют производители отечественных аналогов товаров, если, конечно, достаточно быстро сориентируются. Дефицит не продлится долго, и, предположим, Китай, лишившись большей части американского рынка, будет предлагать свои товары по очень привлекательным ценам.
В общем, направления понятны. Главное – не опоздать. И помнить, что именно в кризис совершаются прорывы.











Copyright © Журнал Бизнес клуб в Пензе Все права защищены.

Опубликовано на: 2009-06-04 (1050 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Content ©