Архив




Новости
Поиск
 
Меркурий закрывает солнце
 




Людмила Коломыцева

МАЛЫЙ БИЗНЕС В ПЕНЗЕ
ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ… С РЫНКА

Президент Дмитрий Медведев рассматривает малый бизнес как способ возрождения нашей страны. Самозанятость населения, по мнению главы государства, поможет преодолеть кризис. Пензенские же чиновники делают все, чтобы этого не допустить – вытесняют мелких предпринимателей с рынка в угоду близким к власти крупным игрокам.



За девять лет, что издается журнал, каких только игр чиновничьей братии мы не насмотрелись, каких только жалоб от предпринимателей не наслушались. Но если раньше госслужащие нарушали законы как-то аккуратнее, стесняясь, что ли, то сейчас – трава не расти – такие огороды городят!
Вот, к примеру, в апреле рассматривалось дело в Управлении ФАС по Пензенской области по признакам нарушений антимонопольного законодательства в отношении Министерства государственного имущества Пензенской области, касающееся пассажирских перевозок. Дело, надо сказать, любопытное.

«Меркурий» закрывает солнце
Было в Бессоновском районе на Грабовском направлении несколько маршрутов и 18 перевозчиков – частных предпринимателей, имеющих автопарк из 40 машин. Всем хватало места под солнцем, ездили по договорам с «Пензавтотранс» – организацией, курирующей на тот момент рынок автомобильных перевозок области, заключенным по итогам конкурса. Никто никому не мешал. До тех пор, пока не появился на рынке автоперевозок ООО «Меркурий». Новая транспортная компания «смела» со всех бессоновских маршрутов все 18 перевозчиков и сегодня единолично обслуживает это направление. По результатам конкурса, естественно. О нем, вообщем-то и речь.
Собственно, особо теплое отношение к «Меркурию» со стороны Мингосимущества и других контролирующих и курирующих транспортные перевозки организаций чувствовалось изначально, с момента появления компании на рынке. Так, например, в 2006 году, в Министерстве был создан отдел по организации транспортного обслуживания. Договора с автоперевозчиками, заключенные в 2006 году ОАО «Пензавтотранс», действовали до 01.01.2007 года. С этого момента, собственно, и начались мытарства бессоновских предпринимателей. Конкурс Мингосимуществом был объявлен в октябре 2007 года, а до этого времени надо было как-то работать. Автоперевозчики сдали свои договора на согласование в новый контролирующий орган – Министерство, но назад их так и не получили. С июня 2007 года они оказались, по сути, вне закона. Предпринимателей пригласили на встречу в Мингосимущества, где помимо руководства ведомства присутствовали представители ГИБДД и Росавтонадзора и объявили, что отныне на маршруте «Пенза – Грабово» (самом прибыльном, между прочим) работает только «Меркурий». Документа, на котором сие решение основано, не дали, ибо, по словам чиновников, «предназначен он для узкого круга лиц», куда, понятное дело, мелким предпринимателям и нос-то совать не положено. А незадолго до этого соломонова решения автоперевозчикам, оказавшимся волею власть предержащих лишними, «Меркурий» предложил войти в состав ООО, если, конечно, те хотят и дальше работать на данных направлениях. Потому что будет объявлен конкурс, и они, безусловно, проиграют.
Как сказали – так и вышло. Да и как было не проиграть, если условия конкурса составлены так, что индивидуальному предпринимателю выиграть просто невозможно. Антимонопольная служба выявила целых семь признаков нарушений, весьма, надо отметить, серьезных.

Все для народа
В октябре 2007 года Министерство госимущества области организовало конкурс, объединив шесть маршрутов в два лота, таким образом, укрупнив их, ограничив тем самым конкуренцию, а иными словами, вытеснив мелких предпринимателей с тех самых маршрутов. Положения конкурса тоже были сформулированы отнюдь не для создания конкуренции, а, скорее, с целью «расчищения пространства» для отдельного, наиболее крупного игрока. Выставление некоторых предворительных условий в балльную систему уже само по себе является грубейшим нарушением антимонопольного законодательства. Так, например, участник по условиям конкурса должен иметь автопарк из 12 автобусов большой вместимости. Именно столько, согласно обследованию пассажиропотока, проведенного организатором конкурса, и нужно на данном направлении. Нужно ли это населению, никто у населения между тем не спросил. А люди-то все разные, и не всем, думается, хочется трястись в переполненном автобусе. Что ни говори, а в маршрутках все же комфортнее. Должна же быть, в конце концов, альтернатива! Хочешь – езжай на автобусе, хочешь – на маршрутном такси. Ан нет! Маршруткам там, где прибыльно, не место. Чуть ли не ежедневно в теленовостях чиновники проводят мысль: маршрутки опасны для пассажиров. Самый безопасный транспорт – автобус. Долой «газели»! А то, что за 2 дня (5 и 6 мая) 2 автобуса МУПа чуть было не угробили 40 с лишним человек – из этого выводы об опасности автобусов власти что-то не делают.
Не менее оригинальное условие – наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, касающейся предрейсовых осмотров или заключение договора на предрейсовый осмотр с лицом, имеющим таковую. То есть получается, что предприниматель, собираясь участвовать в конкурсе, уже должен иметь на руках договор или лицензию на медосмотр. По логике и по закону, он обязан это иметь, если уже выиграл конкурс и преступил к осуществлению автоперевозок. Откуда у предпринимателя возьмется этот договор, если он, к примеру, участвует в подобном конкурсе впервые? Выходит, что таковым там и делать нечего. А это ограничение конкуренции. Тем более, что другое условие конкурса прямо указывает на недопуск к участию новичков: наличие стажа в сфере пассажирских перевозок автобусами большой (средней) вместимости не менее одного года. То есть, водителей «Газелей», пусть и с большим опытом, просьба не беспокоиться. Но бессоновские предприниматели – отнюдь не новички, и договора с Бессоновской ЦРБ у них имелись. Но за три месяца до объявления конкурса, а именно 3 июля 2007 года в администрации Бессоновского района состоялось совещание, на котором присутствовали: представители администрации района, Мингосимущества, Транспортной инспекции Пензенской области, районной налоговой инспекции, а также РОВД, ГИБДД, Роспотребнадзора Бессоновского района, ну и, конечно же, главврач Бессоновской ЦРБ.
Вынесли решение: Министерству государственного имущества найти юридическое основание для расторжения ЦРБ договоров на предрейсовый медосмотр с владельцами частных маршрутных такси. То есть, оснований нет, но будем искать. Нашли. Расторгли.
Внесли соответствующее условие в конкурс. Начались проверки, штрафы. Ведь после расторжения договоров автоперевозчики оказались вне закона, злостными нарушителями. Правда, ни прокуратура, ни УФАС тогда согласованных действий Бессоновской администрации, Бессоновской ЦРБ и Мингосимущества Пензенской области не усмотрели, удовлетворившись полученными формальными объяснениями вышеуказанных организаций. Что ж, бывает.

Особам, приближенным к императору...
Но вернемся к конкурсу.
Еще одно условие, вызвавшее откровенное недоумение комиссии УФАС, рассматривающей данное дело, как, впрочем, и автора данной статьи, также присутствовавшем при рассмотрении, было следующее: «недопуск к участию в конкурсе участника, который может оказать влияние на деятельность Министерства, а также их сотрудников и аффилированных лиц». В принципе, условие правильное. Недоумение вызвала не формулировка, а заведомая абсурдность данного условия. Участвовал и победил ООО «Меркурий».
Собственник и генеральный директор – Н.М. Кривозубов. У меня вопрос: является ли родной брат жены губернатора лицом аффилированным? Вопрос, понятно, к органам компетентным.
И самое интересное – договор по итогам этого конкурса в соответствии с конкурсной документацией заключен на неопределенный срок. Выиграл и катайся – бессрочно. И смотрите, как складно все получается. Министерство конкурс провело и через несколько месяцев сняло с себя полномочия на проведение новых конкурсов по пассажирским перевозкам. Согласно постановлению Правительства области функции и полномочия транспортного отдела Министерства с июня 2008 года перешли к Управлению транспорта, промышленности и энергетики Пензенской области. А Управление до сегодняшнего дня все еще не имеет нормативной базы для проведения новых конкурсов. Министерство уже не может, а Управление еще. До какой поры это «еще» продлится, неизвестно. Руки у Правительства Пензенской области не доходят до написания новых документов. Правда, до некоторых они дошли очень оперативно. Например, до внесения изменений в Закон Пензенской области «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях», в частности, в главу 4 статьи 1 «Административные правонарушения в сфере организации транспортного обслуживания». А именно: осуществление пассажирских перевозок без заключения договора карается штрафом – гражданам – до 3000 руб., должностным лицам – 10000 руб, юрлицам – 30000 рублей.
Ситуация для бессоновских предпринимателей зашла в тупик. С маршрутов их вытеснили благодаря такому вот конкурсу. Победитель ООО «Меркурий» (читай – фаворит всех транспортных (и не только) подразделений и ведомств) работает бессрочно. Новые конкурсы на сегодняшний день проводить никто пока не может. Ездить без договора – себе дороже. Кстати, такая же ситуация сложилась и в Пензенском районе, на маршруте №411 «Пенза – Засечное». УФАС и здесь усмотрел признаки правонарушений. И здесь опять победитель – «Меркурий».
Надо отметить, что нынешняя ситуация, связанная с вытеснением «Меркурием» конкурентов с помощью административного ресурса, не новая, а хорошо забытая (органами власти и прокуратурой) старая. Схема та же, да и было это не так давно – в 2005 году. Тогда 3 транспортных предприятия: ООО «Автоэкспресс», ООО «Автолайн» и ООО «Транзит» обслуживали 8 городских маршрутов – 1-т, 2-т, 4, 14, 18, 33, 63, 77. Обслуживали хорошо, без нареканий. До тех пор, пока владелец «Меркурия» не положил глаз на вышеназванные маршруты. И все тоже: конкурс с нарушением законодательства, предписание УФАС городской администрации прекратить нарушения, игнорирование чиновниками антимонопольных предписаний, пособничество ГИБДД и госавтонадзора «Меркурию» («отлавливание и устранение» маршруток «неправильных» компаний-перевозчиков с понравившихся шурину губернатора маршрутов), предложения перейти в «Меркурий» и платить дань за право работать и тд. и тп.

Вернуть и обанкротить
А что же на городских маршрутах сегодня? Самые прибыльные, № 54, 66, 89, 70, по словам главы города Ивана Белозерцева, отданы частникам. А должны быть, по его убеждению, переданы муниципалитету, то есть МУП «Пензенские пассажирские перевозки». Так он заявил в интервью одному из пензенских телеканалов. Логично. Но возникает два вопроса: что значит «передать» в условиях рыночной экономики и кто эти счастливчики – перевозчики на «злачных» маршрутах? Формулировку «передать» будем считать оговоркой по Фрейду. Выясняем про перевозчиков: частники – это тот же вездесущий «Меркурий» и компания «Дилижанс», оба собственника которой заседают ныне в городской Думе. Тут логика нарушается, ибо всем известно: ворон ворону глаз не выклюет.
Все встало на свои места, когда в Интернете обнаружилась информация о банкротстве одного из двух автопарков МУП «Пензенские пассажирские перевозки» – АТП №1. Вот так – одной рукой передают, другой – банкротят.
Сегодня «Меркурий» и «Дилижанс» ездят на прибыльных маршрутах по договору с МУП, заключенному два года назад на 5 лет. Ездят регулярно, благо автобусов хватает. Еще бы! Ведь ООО «Меркурий» – единственная компания, получившая господдержку на развитие предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок в 2006 – 2008 гг. А вот у МУПа их как раз и не хватает, порядка 120 машин – именно столько обслуживает четыре прибыльных маршрута. К чему тогда весь этот фарс?
Были у меня тут соображения по этому поводу, но когда верстался номер, случилось чудо – АТП-1 случайно «выздоровело». То есть его больше не банкротят. «Больной» скорее жив, чем мертв. Что будет дальше – увидим.
«Меркурий», целеноправленно стремящийся к монополии, опираясь на административный ресурс, закрыл сегодня солнце очень многим предпринимателям. Бессоновских перевозчиков ждут еще суды (21 мая УФАС признало все 7 нарушений и подало иск в Областной Арбитражный суд), очередные конкурсы (если суд примет объективное решение), в которых те же люди, надо полагать, будут также «подыгрывать», кому положено. Предвидя все это, предриниматели подали жалобы на самый верх – Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, в Генпрокуратуру РФ, Председателю Совета Федерации.
За развитием событий журнал будет пристально следить.









Copyright © Журнал Бизнес клуб в Пензе Все права защищены.

Опубликовано на: 2009-06-04 (1737 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Content ©