3 миллиарда – Маркс в шоке
|
3 МИЛЛИАРДА - МАРКС В ШОКЕ
Павел Арзамасцев
Должен сразу оговориться - я совсем не против религии. Я прекрасно понимаю ее значение в современной России. И статью эту писал крайне аккуратно, подбирая слова и будучи весьма осторожным в оценках. Перед этим обшарил в Интернете сотни тематических форумов и переговорил с десятками людей. Очень многое, что хотел бы включить в статью, включать не стал.
И это не попытка на кого-то наехать или кого-то осудить, а попытка разобраться. И, по возможности, вступить в диалог.
Собственно, обсуждение религиозных проблем началось на форуме нашего сайта business-penza.ru еще три месяца назад. И ход этого обсуждения, к сожалению, лишь убедил в меня в необходимости написания нижеприведенного материала.
В Пензе планируется построить Собор с колокольней, одной из самых высоких в России - 83 метра.
Высота впечатляет, но возникает вопрос - зачем?
Изначально, когда колокольни служили также средством наблюдения и оповещения, такая высота была бы оправдана. Но сейчас, когда войны вроде бы не предвидится, а о пожарах сообщают куда более эффективными способами, вполне могли бы обойтись колоколенкой пониже и звоном потише.
Да и сама необходимость строительства Собора стоимостью в 3 миллиарда рублей вызывает определенные сомнения.
Почему? Давайте разбираться.
С начала марта в Пензе проходили еженедельные ярмарки на площади Ленина, аккурат под окнами губернатора. Что на них поразило больше всего, так это обилие мяса и мясных продуктов. Оно (изобилие), конечно, радует. Но предложение и спрос на мясо во время Великого Поста косвенно свидетельствуют о том, что жители Пензы не столь набожны и благочестивы, как принято считать. Пост, напомню, вводит ограничения и на пищу, и на развлечения, и даже на интимную жизнь. По поводу интимной жизни ничего сказать не могу - со свечой, сами понимаете, не стоял. Но развлечения и поедание скоромного, как говорится, было налицо.
И вот, на фоне всего этого, разворачивается поспешное - подчеркну - именно поспешное строительство Собора.
Основным лоббистом, идеологом и "двигателем" строительства является губернатор Василий Бочкарев.
Народ, как водится, либо выражает "одобрямс" строительству, но в большинстве безмолвствует. Однако в Сети бушуют нешуточные страсти, причем большинство сетевиков против, и в выражениях не стесняются.
Губернатор достаточно резко осудил Интернет-сообщество за злобную, агрессивную и оскорбительную хулу Церкви и идеи о необходимости (и неотвратимости) строительства Собора. То, что хула злобная и оскорбительная - полностью с губернатором согласен. Скажу больше - сам был неприятно удивлен, когда в прошлом году произошел пожар в Епархии, не нашел в Сети ни одного сочувственного комментария - только злорадствующие.
Что раздражает людей? В основном две вещи - ложь РПЦ, и показная, не знающая меры роскошь духовенства. В меньшей степени - усиливающееся влияние Церкви в политической жизни страны.
Касательно лжи особо распространяться не буду. Отмечу лишь, что сама история сноса Собора подается совсем не так, как оно было на самом деле. Ну, в частности, Собор не был взорван, а был достаточно аккуратно разобран. А история про "взрыв" придумана для того, чтобы провести ассоциации с московским храмом Христа Спасителя, который, действительно, был взорван.
Что же касается роскоши, то в самой РПЦ далеко не все одобряют то, что Патриарх носит супердорогие часы и передвигается на супердорогой машине. а местные епископы не сильно от него отстают.
Недавно случился скандальный "анти-роскошный" демарш троих священников в Удмуртии. А по сообщениям, появившимся в Интернете, скандал на религиозной почве назревает и у нас - в селе Болотниково Лунинского района.
Строительство Собора вызывает массу вопросов.
Например - почему оно ведется в такой спешке? Даже бетонирование фундамента происходило в самые морозы, что в общем-то, нежелательно. Но это ладно, проехали.
А вот вопрос автостоянки - очень важный вопрос. Неужели кто-то думает, что почетные граждане города, которых немало, будут добираться до собора на общественном транспорте? Нет, на джипах поедут, некоторые из которых размером с "газель". И где их ставить? Ничего похожего на стоянку в окрестностях нет, и сносить нечего. Разве, что сквер вырубить.
Но это все проблемы нравственного и организационного плана, и в принципе, при наличии большого желания и т.н. "политической воли", решаемы. Но главный вопрос - финансовый. А потянем ли? Здесь одного желания и воли может оказаться недостаточно.
Деньги население сдает крайне неохотно. А причина - см. выше. Религиозность общества сильно, боюсь, что в разы, завышена. Желаемое выдается за действительность, и это пора бы признать.
Надо сказать, что сама процедура сбора пожертвований оформлена достаточно креативно. Были отпечатаны некие символические "кирпичи" стоимостью 100 рублей. При покупке которых в реестр заносится имя жертвователя. Правда, реестр этот в Сети найти не удалось. И непонятно, например, сколько "кирпичей", например, купил Губернатор.
Справедливости ради должен отметить - акция "купи кирпич" не нова и неоригинальна.
В Интернете удалось обнаружить сайт "Купи кирпич" (www.kupikirpich.com) некоего фонда "Большая перемена", на котором предлагается покупать кирпичи для выстраивания некой виртуальной школы для детей-сирот. Но работает только главная страница сайта, остальные не открываются. И непонятно - то ли школу уже построили, то ли сироты уже выросли, пока ее строили…
И если ситуация в ближайшее время в корне не изменится, (с чего бы ей меняться?), следует ожидать, что будут задействованы бюджетные средства. Как будут задействованы, по какой схеме, и под каким предлогом - вопрос более чем интересный.
Кое-какие бюджетные средства на покупку кирпичей" уже пошли - чиновники из Администрации и Городской Думы приняли добровольное решение перечислять на строительство Собора часть своей зарплаты - читай, деньги налогоплательщиков. Зарплаты пензенских чиновников, кстати, вдвое (!) превышают среднюю зарплату по области, чего, в общем-то, быть не должно. Но это пока вопрос этики.
Что же касается менее законных способов, то есть малоприятные сведения о том, что в некоторых государственных учреждениях деньги собирают под определенным давлением. И самое малоприятное заключается в том, что люди под диктофон говорить об этом не хотят. Боятся. А добрые дела со страху не делаются.
Вообще же, люди, ранее работавшие в правительстве, и на достаточно высоких постах в один голос говорят, что:
А) построить собор на одни только пожертвования в принципе невозможно;
Б) это некая "подстава" для губернатора Василия Бочкарева, - то, обо что он "споткнется" (правда, было употреблено совсем другое выражение).
То есть, кто-то "напел" ему о необходимости строительства Собора. И бросил одного с этой проблемой.
И некоторые акции по сбору денежных средств уже напоминают акты отчаянья. Как например, попытки обращения за помощью к ОАО "Норильский никель".
Или к татарскому землячеству в Санкт Петербурге - это уже касательно строительства мечети.
Строительство мечети в Пензе началось почти одновременно, что наводит на мысли о некоем конфессиальном соревнованни.
Проектная стоимость в 20 раз ниже стоимости Собора - 150 миллионов рублей. То есть, соотношение примерно такое же, как соотношение между мусульманами и православными, вроде бы все приемлемо.
Но Интернет-сообщество в большинстве своем также против строительства, причем против не столько самой мечети, сколько против того, что построена она будет в спальном районе Арбеково.
С финансами там тоже не все гладко - проект не раз переделывали - что-то меняли, дополняли, и неясно уже - дороже она обойдется или нет. Но, по крайней мере, все прозрачно - информация о том, кто и сколько дал, вывешена на сайте "Сияние" (www.bf-siyanie.ru), и по состоянию на 23.04.11 было собрано 2.208.245 рублей. Причем среди спонсоров засветилось и некое МУП "Жильё-9", что уже вызвало недоуменные вопросы у некоторых пензенских политтехнологов.
Не обошлось и без провокаций - на одном из пензенских сайтов как бы в шутку была размешена информация о том, что в Испании, жители одного из городов, дабы предотвратить строительство мечети, закопали на месте предполагаемого строительства свинью. И мечеть якобы не построили. Ну, и поступили предложения - "подложить свинью" в Арбеково. Однако разум возобладал, и развития эта историю в Сети не получила. Но сам случай весьма показательный, говорящий о том, что подобные тенденции в обществе (пусть это даже Интернет-общество), недооценивать не стоит.
Как Вы расцениваете усиление политической роли Церкви?
Результаты голосования в сети:
как позитивный процесс: 13.2%
как негативный процесс: 83.5%
затрудняюсь ответить: 3.3%
Как, по-вашему, должно выглядеть духовное лицо?
Результаты голосования в сети:
богато и достойно: 6.2%
бессребреником: 89.5%
затрудняюсь ответить: 4.3%
(источник: сайт "Эхо Москвы")
P.S.
Найти каких-то других исследований или опросов, не связанных с Интернетом, мне не удалось. А если и удалось бы - искренность опрашиваемых вызвала бы у меня серьезные сомнения. Поскольку едва ли не самое важное, что удалось выяснить в ходе подготовки данного материала - люди боятся.
Но отнюдь не Бога.
Боятся тех, кто от его имени рулит нехилыми финансовыми потоками.
Пока эти потоки не пересекаются с бюджетными. Но, со временем, несомненно, сольются в один.
"Российская Федерация - светское государство. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Так записано в нашей Конституции.
Перечитать ее иногда бывает полезно.
Copyright © Журнал Бизнес клуб в Пензе Все права защищены.
Опубликовано на: 2011-05-27 (165 Прочтено)