Новости
Поиск
 
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА
 





Людмила Коломыцева

И вновь власть вернулась к обсуждению проекта «Сельский туризм». Теперь уже конкретно: с разработкой карты, где отмечены все пензенские достопримечательности; с указанием главам районов «чтоб в каждом районе – по фольклорной деревне»; с круглыми столами для журналистов на тему «как это продвигать». В общем, умные люди на полном серьезе решили сделать из Пензы туристический клондайк. И уже начали делать – как всегда, по-пензенски, с размахом.


 

 

Нас к обсуждению в числе других журналистов не пригласили (что, в общем-то, не удивительно). Но мы решили сами, без приглашения, порассуждать на данную тему. В частности, есть любопытный документ – проект Российской международной академии туризма под названием «Концепция создания и функционирования фольклорной деревни в условиях региона». На нем значится штамп Правительства Пензенской области за №2863. Документ весьма любопытный и содержательный. Постараемся передать его краткое содержание, выбрав самые яркие моменты, а вы можете включить воображение и наложить картинку на нашу среднестатистическую деревню.

 

Итак, главное в таком деле (как собственно, и в любом другом), конечно же, люди. Именно для них все и задумывается, чтоб окончательно не вымерли и не спились. «Само понятие «агротуризм» предполагает, что организацией туризма на селе занимаются исключительно крестьяне или члены их семей, извлекающие из этого дополнительный доход, но не меняющие при этом производственного профиля». Вот так, влегкую, между делом вспахал (прополол, окучил) с гектар земли – и бежишь встречать иностранных туристов, которым, в общем-то, многого и не надо: «…домашние сыры и ветчина, рукодельная лапша с белыми грибами, парная телятина или ягненок под шикарное красное вино местного розлива заставляют забыть обо всем на свете». Ну да, после «вина» местного розлива наутро вообще вряд ли что вспомнишь.

Что касается размещения иностранцев, то здесь вообще нет никаких проблем: «…легко устроиться в весьма приличных условиях, но жить при этом в абсолютно аутентичных крестьянских домах, а то и на бывшей мельнице, сеновале, конюшне (!). Хозяева, они же владельцы, официанты, повара и аниматоры искренне рады гостям». Да, самое главное, обслуживающий персонал и команда аниматоров должны владеть как минимум двумя языками: английским – обязательно, но желательно еще немецким и французским. Если кто знает, где живут крестьяне-полиглоты, просьба сообщить в Правительство области.Собственно, туристов в сельскую местность привлекают «не только работа на сенокосе, скотном дворе (обычно такие услуги гостевые дома предоставляют бесплатно (!)), но и занятия верховой ездой или живописью». Интересно, где это у нас на селе есть еще целые конюшни лошадей, да еще для верховой езды? Один конезавод на всю область остался, да орловских рысаков не для туристов выращивают.Вообще, план фольклорной деревни такой: «на территории будут построены гостиницы для проживания иностранных туристов, несколько музеев с национальной тематикой, две избы для проведения праздников, разведен огород, построены ремесленные дома, сувенирный двор, предприятия питания – харчевни и закусочные, организован мини-рынок со свежими продуктами, сделан скотный двор, построены две большие и несколько маленьких русских бань, организован автопарк и экскурсионное бюро».Гостиницы на территории деревни должны быть двух видов: три трехэтажных кирпичных корпуса на 60 номеров каждый, соответствующие международным нормам и стандартам. Эти номера для гостей, которые хотят получить максимум комфорта. Также будут построены 20 домиков, стилизованных под русскую избу: с деревянным столом, лавками и русской печью. Из удобств – душ, туалет, умывальник. Эти избы для туристов, желающих ощутить, как жили в русских деревнях». Наши власти поняли все буквально: избы так избы – и ну агитировать местное население заняться сельским интуризмом. На сайте Правительства области уже появилась база данных из желающих разместить у себя туристов. Чего только не предлагают местные жители! «Живем в доме вдвоем с мужем, одна комната свободна. Готовы принять у себя иностранцев. Туалет на улице. Могу предложить мордовскую кухню». «У меня две пустые комнаты, огород, сад, яблок много. Пусть приезжают. Мне помощники в хозяйстве нужны». Вот как, оказывается, сельские жители понимают агротуризм: сдача в аренду свободных комнат и бесплатная помощь в приусадебном хозяйстве. Как бы студенты на картошку приехали. Да и чиновники, видимо, считают также. Главное для туриста – это природа и экзотика деревенской жизни. Остальное – не важно. Да нет, господа, еще как важно, если вы действительно рассматриваете данное направление как наиболее перспективное и собираетесь извлечь из этого прибыль и поставить на поток. Но вернемся к «концепции фольклорной деревни». На территории деревни должны действовать «два больших ресторана – для однодневных групп, три средних по размерам – для туристов, живущих в фольклорной деревне определенное время, где будут подаваться как блюда русской кухни, так и европейской. Но никаких шведских столов!». А мы то думали, что между делом крестьяне еще и «круглосуточное питание» организуют.Мини-рынок. Здесь будет все чисто и ухожено, количество мест ограничено. Продукты по ценам, естественно, выше областных – наисвежайшего качества. У рынка пляшут шуты и акробаты, завлекая покупателей. Правда, не совсем понятно, зачем иностранцам рынок? Кормить их будут в ресторанах, а до дома экологически чистые изыски они все-равно не довезут. Скотный двор – просто необходим. «Для русского человека уход за скотиной в прежние времена – образ жизни и способ выжить». Почему в прежние? Для села это и сейчас – и образ, и способ. И чего его строить? Запустите на реальный – пусть видят правду жизни. Дайте ватник, резиновые сапоги и вилы – вот где экзотика! И селу польза, и на декорациях – экономия.Конюшня – просто обязательна. «Из нашей истории видно, что и крестьяне, и помещики всегда имели в своем хозяйстве лошадей. Конюшня – это важнейший элемент, поскольку это возможность давать лошадей напрокат, обучение верховой езде, аттракцион «Катание на русской тройке». И где ж их взять, лошадей-то? Последняя лошадь в деревне сдохла лет 10 назад. Что от конюшен, что от коровников повсюду остались одни стены с зияющими дырами вместо окон, а где и вовсе – одни остовы торчат. Покупать? Представляю, сколько сегодня одна ездовая лошадка стоит!Еще нужен автопарк, кузница, пекарня, музеи, бани, отлаженные отношения с партнерами и тд. и тп.Как видим, развитие агротуризма – дело весьма непростое и тянет на круглую сумму вложений. Главы районов, которым предписано построить по фольклорной деревне в отдельно взятом районе, изыскать такие средства в своих бюджетах вряд ли смогут. А если и изыщут – то, по-любому, впоследствии понесут убытки. Потому что в концепции проекта дан расчет круглогодичной загрузки номерного фонда фольклорной деревни: в номерах гостиниц – 540 человек, в избах – 160. Итого – 700 человек на деревню. Меньше – нерентабельно. Как окупаются ФОКи, мы уже знаем. Но там хоть деньги федеральные. А здесь – последние копейки из муниципальных бюджетов вытряхивают. На что? На очередной креатив, прожект, который в наших условиях, мало того, убыточен, но и попросту нереален.Да и где взять столько иностранцев круглогодично? Единичные предложения, разбросанные по разным районам – это просто несерьезно. И никакого эффекта не дадут – ни бюджету, ни крестьянам. Ведь в том же документе, который вдохновил губернатора, и на который я ссылаюсь, черным по белому написано: «развитие агротуризма актуально и перспективно для Московской и Тверской областей», то есть для глубинки, которая «находится на расстоянии 3–4 часов езды от Московского Кремля». Странно, что в областном правительстве этого не заметили. Фольклорные деревни в умирающих селах – утопия, не подкрепленная ничем, кроме желания в очередной раз пустить пыль в глаза. Чтоб узнала вся Европа, какой чудный край – Пензенская область.Я вот тоже решила внести свой скромный вклад в пиар губернии – пошлю этот материал юмористу Задорнову. Классный фельетон получится! И непременно с пометкой – «Сделано в Пензе». 









Copyright © Журнал Бизнес клуб в Пензе Все права защищены.

Опубликовано на: 2008-12-25 (18 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Content ©