Новости
Поиск
 
Транспортный налог дорог для тщеславных
 




ПОНТЫ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ
Николай Овчинников

 

6 ноября Государственная дума рассмотрела в первом чтении законопроект, предусматривающий увеличение базовой ставки транспортного налога в два раза.
Инициатором данного закона выступает Минфин, и вряд ли кто-нибудь сомневается, что инициатива правительства будет в скором времени одобрена депутатами. Однако, страсти вокруг транспортного налога, о предстоящем повышении которого заговорили ещё в апреле, разгораются нешуточные. В Москве дело дошло до уличных демонстраций, а в Пензе одна за другой появляются публикации в том духе, что вся прогрессивная общественность возмущена очередным увеличением и без того непосильных поборов.
Обсуждение транспортного налога совершенно затмило другой, рассмотренный Госдумой законопроект об увеличении ставок акцизных сборов на слабый алкоголь, пиво и сигареты. Поэтому мы решили, что "ВС в Пензе" не вправе остаться в стороне от волнующей темы, и предоставили возможность высказаться нашему постоянному эксперту Николаю Овчинникову.


Возмущённые крики о том, что транспортный налог будет значительно увеличен, звучат всё громче. В одной газете было написано, что в пять раз, в другой - ещё в два. У меня тоже есть транспорт, поэтому я не на шутку обеспокоился и решил разобраться в этом вопросе.
Транспортный налог появился в 2003 г. вместо отменённого, печально знаменитого налога на пользователей автодорог. Я до сих пор с содроганием вспоминаю его ставку в 2,75% от валовой выручки предприятия. Региональные законодатели тогда, в 1998 г., не моргнув глазом, утвердили НПАД по верхней планке, и сегодня, не сомневаюсь, готовы выполнить любой приказ партии и правительства.
Для наглядности я свёл в таблицу ставки транспортного налога, действующие в Пензе в настоящий момент, и возможные ставки этого налога в будущем (талица №1).


Кто интересуется ставками транспортного налога на снегоходы, катера, яхты, вертолёты и космические аппараты, может сам посмотреть в Интернете http://ips.obl.penza.net.
В настоящей публикации экзотику опускаем, а для наглядности обсуждаемого предмета я подсчитал сумму транспортного налога наиболее характерных для Пензы транспортных единиц (талица №2).


Прежде чем анализировать полученные результаты, необходимо отметить, что и действующий, и новый законы о транспортном налоге не предусматривают взимание налога с тракторов, сельхозмашин и специальных автомобилей, зарегистрированных у сельхозпроизводителей. Не облагаются транспортным налогом все автоприцепы, специальные автомобили инвалидов и транспорт силовых ведомств.
Базовые ставки транспортного налога и общие для всей страны положения установлены Налоговым кодексом. Он дает право региональным законодателям устанавливать ставки транспортного налога, исходя из местной специфики, путём увеличения или уменьшения базовых значений до пяти раз. Ещё региональные законодатели могут вводить дополнительную дифференциацию налога внутри категорий, в том числе в зависимости от возраста транспортного средства. Легко догадаться, что транспортный налог уплачивается по месту регистрации транспортного средства и зачисляется в региональный бюджет.
Новый федеральный законопроект наряду с удвоением базовых ставок транспортного налога по-прежнему разрешает регионам увеличивать базовую ставку до пяти раз, но позволяет уменьшать её уже до десяти раз. Таким образом, те регионы, которые не считают необходимым повышать транспортный налог, могут его не повышать. В нашем случае, когда бюджет Пензенской области испытывает серьёзные трудности, без повышения транспортного налога явно не обойдётся.
Последняя колонка в таблицах показывает максимально возможные ставки и суммы транспортного налога для всей страны после принятия федерального закона. Средняя колонка отражает ставки и суммы транспортного налога у нас в регионе, если пензенские законодатели не будут менять своего подхода к этому вопросу и выполнят рекомендации Москвы, увеличив все существующие ставки в два раза.
Анализируя приведённые данные, первое, на что я обратил внимание - приближение к максимальным значениям ставок для грузовиков. Боюсь, что в Пензенской области для большинства частных владельцев грузовики являются последним "кормильцем" в семье. Зачастую на них работают по найму лишь несколько недель в году, а остальное время машины простаивают или используются в хозяйствах своих владельцев. Задуманное повышение транспортного налога вкупе с ОСАГО может заставить собственников примерно пятнадцати тысяч грузовиков отказаться от автомобиля, а значит, и от возможности самостоятельно поддерживать свое благополучие. Могу предположить, что дополнительная дифференциация налога в зависимости от возраста автомобиля здесь бы явно не помешала. Да и намерение наших начальников держать ставки для грузовиков на максимуме, мне не кажется разумным.
Нечасто мое мнение совпадает с мнением региональных властей, но на этот раз думаю, что в разделе легковых автомобилей всё выглядит вполне пристойно. Для большинства типов машин размер налога не превышает стоимости техобслуживания в объёме ТО 2, которое автомобили проходят до четырех раз в году, а значит, вполне по силам их владельцам. А что касается энергонасыщенных экземпляров с двигателем мощнее 250 л.с., то мне не известно ни одной разумной причины обладания таким автомобилем, кроме, разумеется, причины весьма распространённых у нас "понтов". Это не экскаватор, не автобус и даже не броневик. Конечно, солидно подкатить к ребятам или встретить делового партнёра из столицы на крутой тачке. Но давно известно - "понты" дороже денег! При этом какие-то полторы штуки евро в бюджет родного края не грех и заплатить, тем более, это мелочь по сравнению с получаемым удовольствием от езды на такой машине!
Ещё необходимо сказать о значении транспортного налога для бюджета территории и населяющей её жителей. Согласно Закону о бюджете Пензенской области на 2009 г., план по сбору транспортного налога составляет 351 млн. руб. Из этой суммы 111 млн. руб. заплатят организации, а 240 млн. руб. - граждане. Доля транспортного налога в общей сумме собственных доходов областного бюджета составит менее 2,5%, это при том, что мы занимаем аж седьмое место в России по количеству автомобилей на душу населения. В проекте бюджета на 2010 г. предусмотрен рост поступлений от транспортного налога примерно на 250 млн. руб. и увеличение его доли в собственных доходах до 4,0%. Вроде бы немного, если не принимать во внимание уникальность транспортного налога на данном этапе исторического развития России.
Особенностью российской налоговой системы является то, что уплата большинства налогов не является обязанностью населения. Подоходный налог и отчисления во внебюджетные фонды за налогоплательщиков выполняют их работодатели - налоговые агенты. Население страны, в большинстве случаев хоть формально и является налогоплательщиками, но налоговых деклараций не подаёт, а уплату налогов ощущает на себе весьма опосредованно. Налоги на имущество, к которым относится транспортный налог, превращают обычных жителей в полноценных налогоплательщиков, а значит, настоящих граждан. Когда за право ездить на автомобиле отсчитываешь пятьдесят или даже пять тысяч рублей, то появляется живой интерес: а куда же идут мои деньги?! Кто и как, собственно, ими распоряжается?! И почему дороги до сих пор в таком состоянии?! Кстати, с момента введения транспортного налога, он, в отличие от своего предшественника - налога на пользователей автодорог, не является целевым. Транспортный налог растворяется в общей бюджетной копилке и расходуется на решение всех бюджетных задач, в том числе и на строительство и ремонт автодорог в Пензенской области.
Хотелось бы надеяться, что разумное увеличение транспортного налога при массовой моторизации населения не только добавит автономии региональным бюджетам, но и позволит нарастить количество полноценных граждан, которых так не хватает нашей великой стране.









Copyright © Журнал Бизнес клуб в Пензе Все права защищены.

Опубликовано на: 2009-12-18 (3857 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Content ©