Если "золотой дождь" не прольётся
|
Если "золотой дождь" не прольётся
Николай Овчинников
Завершается 2009 г. Начинается пора подведения итогов уходящего года. В № 1 "BC" за 2009 г. наш эксперт Н. Овчинников поставил вопрос о возможности банкротства бюджета Пензенской области.
Как развивается ситуация в бюджетной сфере, как он сам оценивает точность своего прогноза, мы попросили рассказать Н. Овчинникова в итоговом номере нашего журнала.
Закон определяет термин Бюджет, как "форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". Областной бюджет, в свою очередь, является главным универсальным инструментом управления территорией.
К сожалению, бюджетный процесс ещё не стал у нас предметом особого общественного внимания. Вот первые лица - да. Милое дело задать вопрос президенту, премьеру или губернатору, на худой конец. Размер пенсий и пособий - тоже да. Даже в сфере налогов и тарифов наблюдается рост здорового любопытства. А вот к бюджету в целом - интереса никакого. На прямую линию, открытую в Интернете в рамках общественных слушаний, посвящённых обсуждению законопроекта о бюджете Пензенской области на 2010-2012 гг., поступило целых три вопроса. Один из них, признаюсь, от меня.
В то же время, смею вас заверить, если сколь-нибудь существенная часть граждан потрудилась бы разобраться в бюджетном процессе и начала громко задавать вопросы, то, многое в нашей жизни изменилось бы в лучшую сторону. Пусть не все граждане, но хотя бы депутаты, для начала, взяли бы, да и освоили нехитрую роспись доходов и расходов. Все сведения общедоступны. Никаких секретов. И ничего там сложного нет. Зато, очень много интересного.
Вместо этого депутаты всех уровней с упорством достойным лучшего применения, то и дело клянутся нам - своим избирателям, что бюджет на очередной период носит социальный характер. А каким, извините, ему ещё быть? У нас что, война? Или социализм по северокорейскому образцу? Нет. У нас мирное время и демократическое государство. Большая часть экономики в частных руках, работает в условиях рынка. Я уже молчу про Конституцию, которая определяет Российскую Федерацию как социальное государство. Наш бюджет не может не быть, ну, просто обязан носить социальный характер. Бюджетное содержание интересно не своей социальностью, а многими тысячами деталей, где, как известно, черти прячутся.
Пока на депутатов надежд никаких, а правительство, на мой взгляд, намеренно запутывает ситуацию, постараюсь прокомментировать немного цифр из официального отчёта Министерства финансов об исполнении бюджета Пензенской области за 10 месяцев.
В целом, можно констатировать, что банкротство губернии де-юре не объявлено, но де-факто произошло. Смотрим цифры.
В Таблице 1, в разрезе основных статей приведены данные о фактических доходах областного бюджета за 2008 г., первоначальный план правительства, мой прогноз начала года и откорректированный план правительства по доходам на 2009 г., а также данные о фактическом исполнении бюджета за 10 месяцев 2009 г.
Как считает Минфин, собственные доходы областного бюджета окажутся на 1,5 млрд. руб. больше моего первоначального прогноза, но на 3,7 млрд. руб. меньше первоначальных расчётов областного правительства. Кроме того, федеральный бюджет в течение 2009 г. увеличил для Пензенской области сумму целевых поступлений относительно первоначально запланированных на 2,7 млрд. руб. Но целевыми деньгами нельзя компенсировать нехватку собственных доходов бюджета. Трудности с привлечением новых займов на покрытие бюджетного дефицита, как я и предполагал, оказались для правительства непреодолимыми.
На 1 декабря 2009 г. вместо 4,6 млрд. руб. новых заимствований, нашему Минфину удалось привлечь лишь 2,1 млрд. руб. Таким образом, фактическая величина расходной части областного бюджета за 12 месяцев совпадёт с моим первоначальным прогнозом в пределах 5% погрешности. А это точнее многократно откорректированного Закона о бюджете на 2009 г.
В начале 2009 года для меня было большой загадкой, как будут погашаться облигации Пензенской области выпусков 2006-2007 гг. Я тогда не видел источников их возврата, не вижу их и сейчас.
Могу предположить, что для погашения 1-го (400 млн. руб. в октябре), и 2-го, (500 млн. руб. в ноябре), облигационных займов, кроме "экономии" от невыполнения плана расходной части бюджета, Минфину пришлось потратить федеральные целевые средства, предназначенные отнюдь не для перекредитовки. В отчёте Минфина на 1 ноября остатки всех средств бюджета указаны в сумме 700 млн. руб., а остатки целевых средств из них 1950 млн. руб. Получается, что сумма свободных (нецелевых) средств приняла отрицательное значение -1250 млн. руб.?
Нецелевое использование бюджетных средств закон приравнивает к их краже. А кража - это серьёзное уголовное деяние. Какими деньгами на самом деле были погашены областные бюджетные кредиты и облигационные займы, мы точно узнаем в январе 2010 года.
А пока на повестке дня вопрос об "экономии".
Всегда есть желающие нагрузить бюджет дополнительными обязательствами, и никто, при этом, не думает, как тяжело будет от этих обязательств отказываться. Тем более, невозможно это сделать в конце года, когда договоры заключены, поставщики поставили, а подрядчики выполнили. Акты подписаны, счета лежат - платить нечем.
Пытаясь корректировать бюджет по ходу его исполнения, правительство сначала уменьшало сумму расходов, но по мере роста целевых поступлений из федерального бюджета план по расходной части рос, рос и, в итоге, даже увеличился. После шестой корректировки бюджета расходы запланированы в сумме 32,8 млрд. руб.
Но, как я уже говорил, фактические расходы бюджета Пензенской области за 2009 г., скорее всего, окажутся в пределах 28,6-29,0 млрд. руб. В таком случае целые разделы областного бюджета останутся недофинансированными на сумму 3,5-4,0 млрд.руб. Из отчёта Минфина на 1 ноября 2009 г. следует, что серьёзное отставание наблюдается в финансировании важнейших бюджетных направлений. Образование - на 8%; Здравоохранение - на 15%; Социальная политика - на 15%; Культура - на 20%; Национальная экономика - на 23%.
Согласно сентябрьской оценке Минрегионразвития России, консолидированный бюджет (включает областной бюджет и бюджеты городов и районов) Пензенской области несбалансирован на 5,8 млрд. руб. Это означает, что многие объекты рискуют превратиться в долгострой, а у бюджета возникнет значительный объём просроченной кредиторской задолженности.
По определению Главы 19.1 Бюджетного кодекса, если просроченная кредиторская задолженность субъекта Российской Федерации превышает 30% объема его собственных доходов за последний отчётный год, то Высший Арбитражный Суд вправе принять решение о введении в субъекте РФ временной финансовой администрации. Именно так закон трактует условие банкротства для субъекта РФ.
Посмотрим, что с объёмом просроченной кредиторской задолженности у Пензенской области. На начало 2009 г. задолженность составляла 773 млн. руб., или 6,4% от суммы собственных доходов за 2008 г. Как докладывает Министерство финансов, в 2009 г. прошлогодние долги были успешно погашены. Но, одновременно, происходит отставание финансирования, и накапливаются новые долги. Если под Новый год над пензенским бюджетом не прольётся "золотой дождь", то сумма просроченной кредиторки запросто может превысить сумму в 3,8 млрд. руб., или 30% собственных доходов. Выполнится условие для введения временной финансовой администрации.
По итогам 2009 г. в Пензенской области выполнится ещё одно условие, которое предусмотрено статьёй 130 Бюджетного кодекса РФ. Доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета превысит 60% от суммы собственных доходов консолидированного бюджета. Это соотношение - главный параметр, определяющий важнейшие условия предоставления федеральных трансфертов и уровень финансовой самостоятельности субъекта РФ. Если отношение собственных доходов к объёму трансфертов окажется меньше 40% в 2010 г., то субъект РФ будет обязан:
- подписать жёсткое соглашение с Министерством финансов о мерах по повышению эффективности и увеличению поступлений доходов бюджета;
- организовать исполнение бюджета с открытием и ведением лицевых счетов бюджетополучателей не в своём финансовом органе, а в органах Федерального казначейства;
- до принятия бюджета на очередной финансовый год получать от Министерства финансов Российской Федерации заключение о его соответствии требованиям законодательства;
- ежегодно проходить внешнюю проверку исполнения бюджета Счетной палатой РФ или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Уверен, что подобные условия давно назрели и пошли бы на пользу нашей губернии.
Из выступлений губернских начальников в прессе, например 11 декабря, после завершения очередной сессии законодательного собрания, принявшей, как всегда единогласно, закон о бюджете на 2010 г. следует, что мы и так замечательно живем, а скоро будем жить ещё лучше!
Может быть, эти начальники себя лично имеют в виду? Наверно, у них на самом деле всё в порядке. А вот в бюджетной сфере, на мой взгляд, складывается совсем другая картина.
Если учитывать инфляцию бюджетных расходов в 2009 г. (зарплата - 15%, коммунальные платежи - 21%, товары - 10%), то бюджетные расходы в этом году фактически уменьшились примерно на 13-15% по сравнению с прошлым годом. Теперь посмотрим на бюджет 2010 г. Основные параметры его расходной части приведены в Таблице 2, откуда видно, что общий объем расходов в 2010 г. запланирован со снижением на 16% к 2009 г. Характерно, что, несмотря на многочисленные заявления официальных лиц о "безусловном выполнении социальной миссии", в следующем году в большей мере подверглись сокращению именно социальные статьи:
Социальное обслуживание населения - на 8%; Социальное обеспечение - на 7%; Стационарная медпомощь - на 19%; Амбулаторная медпомощь - на 20%, Образование - на 17%; Охрана семьи и детства - более чем в два раза! И это в абсолютных цифрах, без учёта инфляции! Зато, расходы на содержание правительства области запланированы с ростом на 52%. Всё как обычно: говорят одно, думают другое, а делают третье. Кризис кризисом, но ведь надо же мерседесы на что-то приобретать.
В этой статье я пытался представить объективную картину процессов, происходящих в бюджетной сфере, на основании официальных данных - сухих цифр и расчётов. Но картина была бы неполной, если не упомянуть о пресловутой "эффективности" расходования бюджетных средств.
Я несколько раз публиковал материалы о сомнительных операциях по расходованию 800 млн. бюджетных рублей на строительство абсолютно частных теплиц по выращиванию роз в ООО "Мастер". Наконец, этими фактами заинтересовались правоохранительные органы. Но данный случай ни для кого не стал предостережением. В октябре прошлого года областное правительство перечислило 400 млн. руб. в уставный капитал ГУП "Пензаагропромхимия", откуда деньги "в одно касание" перекочевали на счета частной компании ООО "Русмолко" для реализации проекта по строительству коровников. Никаких публичных обсуждений, аукционов или конкурсов по этой сомнительной сделке, понятное дело, не проводилось. Теперь такие операции называются модным словом - "частно-государственное" партнёрство. Строительство коровников - дело, конечно, хорошее. Только почему одни частные (или честные) инвесторы строят коровники на свои деньги, за свой страх и риск, а другие - за счёт налогоплательщиков?
Я думаю, читатель и сам знает ответ на подобные вопросы.
Copyright © Журнал Бизнес клуб в Пензе Все права защищены.
Опубликовано на: 2010-01-22 (1026 Прочтено)