Электронная волокита
|
Электронная волокита
Павел Арзамасцев
Убей бобра - спасешь дерево!
(Лозунг "Гринпис")
Как я понимаю "электронное правительство" и зачем оно мне нужно
По моему скромному разумению, или, как сокращенно пишут более-менее продвинутые Интернет-пользователи, ИМХО, задача электронного правительства ("ЭП"), в первую очередь, состоит в уменьшении бумажного документооборота. И сейчас, на простых житейских примерах, постараюсь объяснить, почему.
Еще десять лет назад, в 2000-ом году в Швеции был спущен на воду корвет под названием "Висбю". Он вошел в историю как первый в мире военный корабль, построенный по технологии "стелс". А также как первый в мире корабль, вся техническая документация на который была разработана и содержалась на электронных носителях - шведы принципиально не использовали ни одного листа бумаги. И сберегли, надо полагать, ни один гектар леса, поскольку таких кораблей с той поры построено уже шесть.
Как и всякий русский человек, я не отличаюсь особой дисциплинированностью и педантичностью. И потому, являясь ИП, не подал вовремя сведения в налоговую инспекцию о среднесписочной численности работников. В целях смягчения вины могу сказать, что наемных работников у меня отродясь и не было, но сути дела это не меняет - Закон есть Закон.
И в конце июля я получил письменное уведомление о том, что если я с этим согласен, то буду оштрафован на 50 рублей. Если не согласен - могу оспорить в суде. Я был согласен и немедленно указанную сумму оплатил. И считал вопрос исчерпанным.
Но спустя две недели принесли новое письмо, на этот раз с грозной надписью на конверте "Решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение №1391".
В самом же письме было написано, что поскольку я не опротестовал, то должен заплатить штраф в размере 50-и рублей. Кстати, грозная надпись на конверте довольно сильно напугала мою маму, которая расписывалась в получении конверта.
Я немедленно отправился в налоговую инспекцию Железнодорожного района, и вполне тактично спросил: "Какого, ж мол…, если я все давно оплатил?
На что мне крайне нетактично ответили, что таков, мол, порядок.
Я выразил определенные сомнения, что это порядок - пугать уже невинных к тому времени людей грозными надписями на конвертах. Да и бумагу надо экономить, да и доставка чего-то стоит, да и сам конверт тоже. И не проще ли было отправить письмо по электронной почте. После чего мы расстались, оставаясь каждый при своем мнении.
И я могу привести еще ряд примеров, когда на запрос, поданный в электронном виде, получал ответ на бумажном носителе в виде собственно письма, а также конверта и рассыльного с тетрадкой, в которой нужно было расписаться.
И я не помню случая, чтобы хотя бы один ответ меня удовлетворил хотя бы частично, не говоря уже о том, чтобы по запросу были приняты хоть какие-то меры. Про жалобы Губернатору я уже и не говорю - это вчерашний день. Ничего не делается даже тогда, когда жалуешься Премьеру РФ Владимиру Путину - вот что печально. Тем более, что много я и не просил - всего лишь привести в порядок газоны у памятника Победы да прибить на приличное место плакат "Мать-родина", который почему-то валялся в раздевалке городской администрации.
И невольно приходят мысли о том, что если уж чиновники ничего не хотят делать, то хотя бы бумагу что ли экономили… Леса и так горели по-страшному, а тут еще и эти… бобры…
Вот так примерно я понимаю суть и необходимость "электронного правительства".
И если кто-то придерживается иного мнения, то наш сайт business-penza.ru всегда открыт для дискуссий.
Меня терзают смутные сомненья…
В позапрошлом номере журнала я уже писал о том, что есть определенные сомнения в успешности внедрения "ЭП" в Пензенской области. И за прошедшее время сомнения эти только усилились.
На первый взгляд, дела обстоят неплохо. 28 октября пензенские СМИ с гордостью сообщили, что в рейтинге российских регионов по степени внедрения "ЭП" пензенский сайт по оказанию государственных услуг (http://pgu.pnz.ru/web/guest/main) занимает очень неплохие позиции: 12-е место по России и 4-е - в своем родном Приволжском федеральном округе. Но не сообщили о том, что информация об этом появилась еще 18 октября, и о чем в тот же день сообщил сайт "Business club".
А сайт по услугам в указанное время не работал несколько дней, хотя по нормативам перерыв в работе сайта не должен превышать 4-х часов. Причина сбоя в работе сайта неизвестна, но после включения на сайте сбился счетчик посещений - он уменьшился.
До сбоя счетчик показывал, что на сайт заглянули порядка 4000 пользователей. После сбоя их стало 2800. Но просто рост посещаемости мало о чем говорит - ее можно создать и искусственно. Главное, непонятно, сколько человек воспользовалось услугами - частично или полностью. На сегодняшний день известно имя только одного счастливчика из города Заречного, который при помощи Интернета оформил себе паспорт. Но пиарить этот факт не спешат. Может быть потому, что он, действительно, единственный.
Да и сам сайт, на котором размещены рейтинги, мягко говоря, не то чтобы не внушает доверия, а как-то не впечатляет - посещаемость там порядка 100-150 пользователей в день. Для федерального сайта явно маловато.
Интересно, что регионы, где рулят самые известные в России губернаторы-блоггеры - Никита Белых (Кировская область) и Олег Чиркунов (Пермский край), по данным этих сайтов находятся далеко не на лучших позициях - 28 и 72 места соответственно.
Если же говорить о других сайтах, входящих в структуру "ЭП", то здесь положение не столь радужное - портал государственных закупок Пензенской области в рейтинге, проведенном Институтом развития свободы информации, занимает лишь 50 место (http://www.svobodainfo.org/ru/node/567). Но об этом стараются помалкивать.
Поэтому оставим государственные услуги и тендеры до лучших, более прозрачных и понятных времен и поговорим о способах предоставления информации, тем более, что в определении понятия "ЭП" это стоит на первом месте. И в налаживании обратной связи - также весьма важной составляющей "ЭП".
Кто владеет информацией, тот не всегда спешит ей делиться
Основными способами предоставления информации в системе "ЭП" являются сайты - Правительства Пензенской области и различных ведомств. Плюс - блог самого губернатора Василия Бочкарева, который хотя и не имеет официального статуса, но ссылка на него размещена на сайте правительства, и блог пользуется достаточной популярностью.
Охарактеризовать их работу однозначно и объективно довольно сложно. Хотя бы потому, что счетчики на большинстве ресурсов отсутствуют. И потому оценки приходится давать по косвенным признакам - таким, как количество задаваемых вопросов, и качество получаемых ответов.
И даже беглый осмотр позволяет сделать вывод: число вопросов невелико, ответы маловразумительны и зачастую написаны по известному армейскому принципу: "Учи матчасть!" То есть, посылают по ссылке к каким-то нормативным документам, что в большинстве своем означает: пойди туда, сам не знаю, куда. Попробуйте, например, разобраться самостоятельно и без поллитры с тендерами на сайте госзакупок.
Например, 17 ноября редакция письменно обратилась к ИО начальника Управления по размещению государственного заказа Пензенской области Шеменеву Д.С. с просьбой предоставить информацию о ряде государственных контрактов за 2006-2009 гг. Обратились вынужденно, поскольку исчерпали все возможности получить доступ к этим контрактам самостоятельно. В сети Интернет, в разделе "Архив реестра государственных контрактов" сайта www.pgz.pnz.ru доступа к ним не было. В письме напомнили, что согласно ст. 40 ФЗ "О СМИ" ответ на запрос редакции должен быть предоставлен в течение 7 дней.
Касательно сроков господину Шеменеву надо отдать должное - сроки были соблюдены. Уже 23 ноября получили ответ. Который, впрочем, походил на форменное издевательство. Поскольку в нем утверждалось, что "реестр контрактов размещен на официальном сайте Пензенской области (pgz.pnz.ru) в сети Интернет и к нему обеспечен свободный и бесплатный доступ". Но позвольте, уважаемый господин Шеменев, неужели Вы думаете, что если бы доступ был свободным, стали бы мы заниматься этой перепиской? К тому же, к государственным сайтам, кстати, есть определенные требования - они должны быть простыми и понятными для самого что ни на есть среднего пользователя, а поиск информации не должен превышать 5 шагов по сайту.
И что делать - устраивать "очную ставку"? Садиться вместе за компьютер и искать? Что ж, возможен и такой вариант. В суде. Кстати, прецеденты есть. Ибо непредоставление информации чиновником, не представляющей государственную тайну и персональные данные, это нарушение ФЗ №8 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Кстати, после того, как редактор объявил и.о начальника управления Шеменеву Д.С о намерении подать в суд, информация по одному из контрактов была предоставлена втечение 3 дней.
Что интересно - если сами чиновники хоть и волокитят и иногда откровенно издеваются, но в целом придерживаются определенных правил приличия, то в блоге губернатора подход несколько иной. Там находятся доброхоты, которые пытаются защищать нашего губернатора - защищать якобы от нападок и якобы хамства других блоггеров. Получается не всегда "уклюже". Так, мне однажды написали сообщение, которым я был в некоторой степени даже восхищен, но больше озадачен: "Не хамите, автор Арзамасцев. Я бы на месте губернатора послал бы вас туда, куда Макар телят не гонял". Это сообщение можно расценить не только как скрытую угрозу, но и как клевету - Губернатору я отродясь не хамил, только жаловался и вполне вежливо требовал справедливости. В общем, буду разбираться.
По-любому, и сами сайты, и все, что с ними связано, становится элементами разборок. Иногда довольно серьезных.
Сайт правительства заказали
В этом году дважды неизвестные хулиганы взламывали сайт Городского управления культуры. А в мае 17-летний студент взломал сайт Правительства Пензенской области. Ну, этот, впрочем, был пойман. И между делом сообщил, что сайт взломал не из обычных в таких случаях хулиганских побуждений или желания кому-то что-то доказать. Оказалось, сайт правительства ему "заказали". Кто - пока не сообщается.
Но! Может случайно, а может быть и нет, по времени это примерно совпало с проведением тендера на новую, улучшенную версию сайта правительства. За услуги по созданию сайта правительство готово было заплатить 4 млн. рублей. Что, кстати, не очень дорого. В Новосибирске, например, за сайт примерно с такими же техническими требованиями местное правительство выложило 10 млн. рублей.
Тендер выиграло некое ООО "Сетап" под руководством некоего господина Хованского. Данное ООО взялось выполнить всю работу за 780 тысяч. Другие же просто отказались от участия в тендере уже тогда, когда цена опустилась ниже 3-млн. Во всяком случае, так следует из написанного на форуме сайта www.pnz.ru. На том же форуме было написано, что уровень профессионального мастерства господина Хованского и специалистов его фирмы вызывает определенный скептицизм у других специалистов по созданию сайтов.
То есть, случился некий нешуточный (для определенных кругов) скандал. На вышеназванном форуме портала развернулось довольно бурное обсуждение нового сайта. А 4-го октября появилась довольно язвительная статья в одной из пензенских газет. Что опять же можно считать совпадением, а можно и не считать.
Принял участие в дискуссии и сам господин Хованский. Который заявил, что через неделю, максимум через две, сайт заработает. Заработал почти через 2 месяца.
Вообще следует отметить, что система тендерных торгов в такой области, как создание сайтов, сомнительна и неэффективна. Поскольку сайты не имеют жестких критериев оценки, оценки эти зачастую бывают субъективны.
И как следствие - у одних появляется желание схалтурить, а у других - сэкономить.
А самое интересное - что виноватых в этой истории найти будет сложно.
Возможно, что и первых, и вторых подвигло на экономические подвиги то обстоятельство, что губернатор наш по степени продвинутости владения Интернетом находится в низшей категории "С" и, по их мнению, не может осуществить в этой сфере должного контроля.
Но, похоже, это как раз тот случай, когда контроль заинтересованного Интернет-сообщества над действием властей был осуществлен: Интернет-сообщество вдоволь постебалось и над заказчиками, и над исполнителями - и это сработало. И новый сайт, слава Богу, в таком убогом виде не был запущен, и будем надеяться, что его доведут до ума. Хотя все обещанные сроки уже прошли.
Что нам нужно
Теперь о том, что хотелось бы видеть на правительственных и ведомственных сайтах. В первую очередь, хотелось бы, что бы информация была понятной и прозрачной. Просто большой объем информации мало что дает.
Пример желаемой прозрачности информации особенно хорош на примере с водой, прозрачность которой в этом году, как известно, оставляла желать лучшего.
И что только не плели про воду, каких только версий не выдвигали, кого только не вязали к позорному столбу. И что? Где окончательная, самая верная и правильная версия? Где самый главный виновник? И главное, где хоть какие-то гарантии, что следующим летом вода вновь не помутнеет?
И собственно об электронной волоките
Анализируя вышесказанное, с достаточно высокой долей вероятности можно предположить, что при таком подходе внедрение "ЭП" мало что даст. Бумажная волокита банально трансформируется в волокиту электронную с элементами бумажной, поскольку чиновники имеют странную привычку не только заменять, но и дублировать электронную переписку бумажной. Так что, скорее всего, произойдет удвоение, но отнюдь не ВВП.
И что в таком случае делать?
В порядке сопротивления переходить к "гражданскому терроризму"?
Под лозунгом "Сохраним природу. Мать вашу".
Copyright © Журнал Бизнес клуб в Пензе Все права защищены.
Опубликовано на: 2010-12-22 (597 Прочтено)