Новости
Поиск
 
Остановочные павильоны - быть или не быть?
 




Остановочные павильоны - быть или не быть?
Максим Денисов

Остановочные торговые павильоны давно стали привычной деталью городского пейзажа. Остановочные комплексы, в которые они вписаны, установлены сравнительно недавно и являют вполне объективно собой образец удобства и практичности. Группы товаров и ценовой диапазон торговых точек, расположенных в этих павильонах, оказались весьма востребованы жителями города. Владельцы павильонов поддерживали чистоту и порядок на остановках общественного транспорта. Вроде бы всех все устраивало. Но, оказалось, что нет. И в ближайшее время торговые точки с остановок могут исчезнуть вовсе. Или же попасть в руки монополистов. По крайней мере, именно так могут трактоваться действия городских властей, предпринятые против малого бизнеса, работающего в этом направлении.


К истории вопроса
Торговля на остановках общественного транспорта велась с ныне уже незапамятных времен. До поры до времени выглядела она не всегда презентабельно, порою даже дико. Возможно, потому и переживала периоды как гонений, так и нового расцвета. Так, всем памятны, например, буйства градоначальника Пашкова, посносившего вообще все ларьки в центре города.
Но к 2005 году (как-то так совпало, что перед приездом в город В.В. Путина) городские власти дозрели до принятия мер к приведению в должный вид остановочных пунктов на территории города. Городской бюджет Пензы, как известно - мошна завсегда худая. Так что был найден вполне "логичный" выход - реконструкция торгово-остановочных комплексов была проведена за счет предпринимателей. Были установлены выполненные по единому, утвержденному городским управлением архитектуры и строительства проекту, торгово-остановочные павильоны. Предприниматели за свой счет вымостили прилегающие к остановкам территории, установили светящиеся дорожные знаки и таблички с расписанием движения общественного транспорта. Более того, они взяли на себя обязательства по содержанию остановочных комплексов. Специально нанятые ими дворники поддерживали чистоту. Содержание проблесковых маячков и сотрудничество с РОВД позволяло избегать опасных и криминальных ситуаций. В вечернее и ночное время поддерживалось освещение территории остановки. И это еще не все. Владельцы торгово-остановочных павильонов в добровольно-принудительном порядке оплатили установку остановок - "пустышек" в местах, определенных городской администрацией. (Кстати, для справки, стоимость такой "пустышки" - порядка 70 тысяч рублей).

  


Первые же результаты вполне устроили городские власти. "Остановочные павильоны должны быть. Если люди заинтересованы, чтоб в них торговать, то и они могут поучаствовать тоже. Надо просто заняться этой проблемой", - сказал Иван Белозерцев, глава города Пензы. До последнего времени все всех устраивало. Но в 2011 году что-то случилось.
Расторжение договора
Территория, находящаяся под торговыми павильонами,  передавалась предпринимателям на правах аренды на неопределенный срок. А статья 610 Гражданского кодекса РФ гласит, что в случае, если договор аренды заключен на неопределенный срок, каждая сторона вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца. Тогда ни у кого из предпринимателей данное положение никаких тревог не вызвало. А зря.
23 мая 2011 года в Городской администрации прошло собрание с предпринимателями, на котором присутствующие были оповещены, что договора аренды расторгаются. Бизнесменов поблагодарили за то, что они в свое время очень помогли городу, но теперь-де город в них уже не нуждается. То, что было хорошо к приезду президента страны в 2005, к юбилею города в 2013 уже нехорошо. А посему свою деятельность им предложили свернуть.
Вскоре предложение это было подтверждено письмами из КУМИ. В них требовалось сдать земельные участки  в августе этого года.
При этом такие письма пришли не только владельцам павильонов, но и владельцам мини-маркетов, располагающихся рядом с остановками. А это ведь уже вполне полноценные здания на фундаменте, переносу не подлежащие. Строились они в свое время в строгом соответствии с законом и соблюдением всех необходимых процедур. Никто пока не пояснил владельцам - как и на каком основании теперь будет проводиться их снос (или не будет проводиться, а здание изымут под другие нужды?) и как будут компенсироваться затраты на строительство.
Что же такого произошло?
Версия первая. Праздничная
В 2013 году нас ждет 350-летие города. Событие, к которому город планируется значительно преобразить. Строятся монструозные социально-культурные объекты. Вырубаются зеленые насаждения в рамках программы "350-летию города - 350 скверов". Планируется декорировать в общем стиле центральные улицы. Но как же можно было обойти остановки общественного транспорта. Предпринимателям представители городской власти недвусмысленно и дали понять, что их ларьки будут снесены, как уродующие облик города.
Ну а что? Ведь финансов-то выделяется немеряно, наверное, отцы города посчитали, что установка новых остановочных комплексов - вполне обоснованная трата средств к городскому юбилею.
Непонятно, правда, чем заменят эти остановочные пункты? Единственный представленный на данный момент вариант - т.н. "остановка-пустышка". С эстетической точки зрения она вряд ли превосходит ставшие неугодными остановочные комплексы. С точки зрения же удобства и практичности - не идет с ними ни в какое сравнение. Гражданам "стеклянные остановки по нраву не пришлись". Расколотили вмиг. Да и в функциональном отношении эти конструкции оказались какими-то, мягко говоря, недодуманными. Толком ни сесть, ни от дождя укрыться.
Может, у городской администрации есть какое-то другое решение?
Версия вторая. Здоровая
Проблема торговли на остановках общественного транспорта неоднократно всплывала в связи с осуществляемой там продажей слабоалкогольных напитков и сигарет. Почему-то именно продажа таковой продукции из остановочных ларьков считалась главной опасностью для здоровья и нравственности, в особенности подрастающего поколения. Продажа этих же продуктов в других местах волновала гораздо меньше.
Честно говоря, это всегда было немного непонятно. Нужно ли бороться за здоровый образ жизни? Несомненно! Но пока алкоголь и табак в России легальны, как можно запрещать ими торговать? Нельзя продавать пиво и сигареты несовершеннолетним? Конечно, нельзя! Но нельзя нигде, а не только на остановках. Никаких же данных о том, что именно в остановочных торговых павильонах подобные нарушения являются нормой, или хотя бы происходят чаще, нежели в магазинах или кафе, никто никогда не приводил.
Как бы то ни было, но весной 2008 года была предпринята попытка запретить торговать на остановках сигаретами. Никаких правовых оснований для такого запрета не нашлось. Тогда-то и прозвучала впервые идея запретить торговлю на остановках вообще.
Однако сейчас данный мотив никем из официальных лиц не озвучивается.
Версия третья. Градостроительная
На упоминавшемся роковом собрании в городской администрации в качестве объяснения, довольно, впрочем, невнятного, прозвучало еще и наличие "красной линии", которую-де торговцы беспардонно нарушают.
Согласно Градостроительному кодексу, Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Красные линии имеют чётко прописанный юридический статус и, тем самым, являются одним из наиболее эффективных средств закрепления положений и проектных решений, заложенных в проектах планировки и генеральном плане города.
Но, простите, строительство остановочных павильонов осуществлялось по согласованию с комитетом архитектуры города и другими инстанциями, а не являлось чьей-то прихотью, оформленной росчерком пера какого-нибудь начальника. Что ж тогда про эти красные линии никто не вспомнил? Кто-то за это понесет ответственность?
Да и потом, решение проблем в таких случаях видится в сдвиге павильонов, но никак не в их ликвидации.
Версия четвертая. Захватническая
У самих предпринимателей сложилась своя версия. Они полагают, что у них просто хотят отобрать земельные участки в пользу сетевых торговцев - довольно крупных, по пензенским меркам, компаний "Фобус" и "Дионис". Дескать - торговать в этих павильонах по-прежнему будут, но уже не малый пензенский бизнес, а сетевики. Они (предприниматели) нашли сразу несколько свидетельств своей правоты.
1. Схожая ситуация имела место в 2005 году, когда у части предпринимателей уже отнимали земельные участки, мотивируя это тем, что на этом месте будут стоять остановки - "пустышки". Однако через какое-то время там появились павильоны сетевиков.
2. Сразу после прихода писем из КУМИ с требованием вернуть земельные участки, у предпринимателей (у одного за другим, подряд) стали раздаваться звонки. Им предлагали продать свои павильоны. Значит, они кому-то нужны, в них кто-то рассчитывает торговать. И по имеющимся у нас сведениям, на момент написания статьи кое-кто из ипэшников таким предложением воспользовался.
3. Сетевики в последнее время проводили активную реконструкцию своих павильонов. Вот как-то опыт показывает, что у крупных компаний есть хорошие друзья, которые знают в каком направлении ходят сквозняки в коридорах власти. И маловероятно, чтобы компании делали бы такие вложения, если бы городские власти планировали действительно полномасштабную зачистку остановочной торговли.
4. Упомянутая реконструкция павильонов заключалась в переносе окошка павильона внутрь остановки. Туда же переносились и холодильники с напитками. В связи с этим, в частности, лавочки на данных остановках были безжалостно обрезаны. Это вызвало недовольство жителей города. И к 10 июня власти объявили, что данная проблема будет решена. Лавочки нормальной длины будут восстановлены, а дабы и холодильникам нашлось место, они (лавочки) будут перенесены ближе к проезжей части. Так, вероятно, чтобы и дождь мог помочить, и проезжающий автомобиль брызгами обдать сидящих.
Тут же появилась первая такая лавочка на улице Пушкина. И в ближайшее время обещали установить еще 30 - на всех переоборудованных сетевиками остановках.
Вот спрашивается, зачем это делать, если через два месяца все-равно планируют всю торговлю вместе с холодильниками свернуть, и все по новому придется переделывать?
Если индивидуальные предприниматели не ошибаются в своих подозрениях и торговцев  остановок выживают выборочно, то можно смело говорить о незаконности таких действий. В Пензе уже был прецедент с компанией "Ледяной Дом", имеющей по городу ряд ларьков, торгующих мороженым. Эти ларьки также хотели одно время ликвидировать. Однако вступилась ФАС. И арбитражный суд встал на сторону компании. Он определил "что немотивированный отказ от всех 24 договоров аренды земельных участков создает препятствия в деятельности ООО "Ледяной дом", ведет к ограничению конкуренции", а КУМИ города "не представило арбитражному суду доказательства того, что ответчиком недобросовестно исполняются обязанности арендатора, что продолжение арендных отношений с ответчиком приведет к неблагоприятным последствиям для муниципального образования "Город Пенза" или других лиц … не соблюдены требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ". И это уже прецедент!
Однако сами сетевики вдруг неожиданно заявили, что "письма счастья" от КУМИ пришли и им. И если это не какой-либо отвлекающий маневр, то, видимо, остановочную торговлю всерьез намерены в Пензе искоренить.
Социальная составляющая
Как бы то ни было, но ликвидация торгово-остановочных павильонов, при любой мотивировке, правильным решением не выглядит. И вот почему.
1. Обращение с протестом против ликвидации павильонов на сегодняшний день подписали порядка 30-ти индивидуальных предпринимателей. Эти люди потеряют свой бизнес. За каждым из них (а у некоторых не один, а несколько павильонов) от 2 до 8, нанятых ими сотрудников. И у них есть семьи. Какую альтернативу им может предложить городская власть? Пока не предложено никакой, а не обязанность ли этих самых властей первостепенная, для начала позаботиться именно об этом? Да и Президент, сколько помнится, строго-настрого запретил "кошмарить" бизнес. А для владельцев остановочных павильонов эта ситуация превратилась в самый настоящий кошмар.
2. Городской бюджет лишится значительного налогового пополнения, ибо объем розничной торговли на остановках не так уж и мал. Что, деньги лишние?
3. Хорошо, есть сейчас деньги на новые, понравившиеся пустые остановочные комплексы. Но на их содержание-то деньги будут? Что-то сомнительно. Как уже говорилось, поддержание чистоты и порядка на остановках с наличием торговых павильонов осуществляется за счет их владельцев. А как поддерживается чистота и порядок на остановках-"пустышках" - мы видим. И лучше бы не видели.
4. Нехорошо сначала принимать помощь от людей, а когда нужда в них отпадет, откидывать их, как ненужную ветошь. Владельцы павильонов помогли в свое время городу, вложили в это свои средства. А теперь?
Дело тут далеко не только в моральном аспекте. Кому захочется вкладываться, дабы потом оказаться на месте этих торговцев? Инвестиционной привлекательности Пензы сие никак не способствует.

  

 

От редакции:
Да, вопросов возникает много. И на все хотелось бы непременно получить исчерпывающие ответы. Потому что вопросы эти - жизненно важные. К сожалению, городские власти не очень-то спешат прояснить ситуацию. Мы отправляли список вопросов на электронную почту заместителя Главы администрации города С.И. Симонова, но никакого ответа не получили. Вероятно, не нашлось времени. А жаль. Тем более, что, в частности, именно на С.И. Симонова Главой администрации города Р.Б. Черновым был возложен контроль за выполнением Постановления №286 от 24.03.2011 г. "Об утверждении схемы размещения нестандартных торговых объектов на 2011 год на территории города Пензы", где пунктом 1.1. официально утверждена схема размещения киосков и павильонов на остановках общественного транспорта.
Как говорится, комментарии отнюдь не излишни.









Copyright © Журнал Бизнес клуб в Пензе Все права защищены.

Опубликовано на: 2011-07-19 (2465 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Content ©