Нацпроект «Образование» по-пензенски: «спортомания» № журнала 07_8
|
Страница: 1/2
Егор Семенов
Наше издание завершает данным материалом серию публикаций, посвященных реализации приоритетных национальных проектов на пензенской земле. В отличие от предыдущих публикаций, статью, посвященную нацпроекту «Образование», очень хочется начать на мажорной ноте. И начну. Министр образования Пензенской области Олег Мельниченко заявил, что с каждым годом вливания в сферу образования растут, и это оправдано. «Это долгоиграющие вливания, – говорит он, – и результаты будут, конечно, не через год или два. Но, в целом, это положительно отразится на развитии нашей области, ведь мы делаем все для того, чтобы вырастить достойное поколение». Отметим, что Мельниченко, будучи в данном случае прежде всего чиновником, конечно, не сам дошел до мысли такой. Это еще осенью Президент такую же мысль выразил, добавив при этом, что выделяемых на этот проект средств всем не хватает, и затраты в эту сферу в бюджете надо увеличивать едва ли не в первую очередь.
Как видим, Президент был настроен более критично, нежели местный министр образования – но он на то и Президент. Как говорится, что позволено Юпитеру… Автор тоже не Юпитер, но и не местный чиновник, а потому с общим благостным и позитивным настроем отстукивая по клавишам эту статью, он все же не намерен избегать упоминания некоторых, не совcем приятных моментов.
возвращающиеся детские сады
Главным событием в сфере дошкольного образования стало открытие первого за пятнадцать лет нового детского сада в Пензе. К этому году ситуация в отношении нехватки детских садов стала просто-напросто уже совершенно нетерпимой. Действующие детские сады можно пересчитать по пальцам. Дефицит мест в них таков, что родители записывают в них детей сразу же после рождения, а некоторые – и во время беременности, хотя отдавать, по большей части, их туда намерены не раньше, чем через 2,5-3 года. Причем, прием осуществляется при ряде условий, главное из которых – финансовая помощь. В размере нескольких тысяч рублей. Мой знакомый, определяя свое дитя, поинтересовался: на что деньги? Его молча провели в «спортзал». Облупленные стены, слой земли на полу, затхлый запах (картошку, что ли, там хранили?). Это был действующий (!) детский сад.
Отметим, что основное сокращение числа детских садов (с отдачей их зданий под учреждения, в т.ч. административные) происходило не только в «дикие» 90-е, а и в последние 5-7 лет, когда у нас «все» стало «возрождаться». Ныне сам губернатор пообещал, что положение начнет исправляться, а министр Мельниченко добавил под конец года конкретики: «В следующем году на устранение дефицита будет направлено свыше одного миллиарда рублей. На эти деньги планируется ремонт уже существующих учреждений, что позволит увеличить количество мест, а также строительство двух новых садиков».
Повезло в этом году и воспитателям детских садов. На их головы свалился визит самого премьер-министра России. Обычно ничего хорошего, кроме сверхурочного отдраивания зданий и территории, такие визиты не приносят. Но тут – о чудо! – обратили внимание на низкую зарплату воспитателей. Премьер сурово отчитал руководство области, пригрозил оное самое заставить «хороводы с детьми водить», и вот результат – зарплаты воспитателям подняли аж на 70%, и стали они составлять в среднем пять с половиной тысяч рублей. Это настолько бешеные деньги для нашего образования, что счастливцы сделались предметом черной зависти других работников этой сферы, на которых не излился луч божественного внимания высокопоставленного лица.
Золотые дожди
Впрочем, остальных тоже нашли, чем утешить. С 1 сентября на 15% увеличен размер базовой тарифной ставки (порядок цифр – увеличение ставки с 700 до 1 000 рублей). А с нового года планируется ввести новую отраслевую оплату труда бюджетников. Ее принцип, по словам заместителя председателя Правительства области Елены Столяровой, заключается в том, «что она направлена не на механическое повышение оплаты труда, а на то, чтобы стимулировать и ориентировать работников на конечный результат, повышение качества и расширение оказываемых услуг, именно за это и будут производиться надбавки к окладам». Правильно, а то взяли моду дураков воспитывать! Теперь-то вот уж будет мощный материальный стимул.
Стимул, вообще-то, это острая палка, которой тыкали в зад ослу, дабы он быстрее бежал. Но в данном случае мы имеем дело скорее не с кнутом, а с пряником. (Здесь и далее все цифры взяты с официального сайта Правительства Пензенской области). В ходе реализации нацпроекта в области выплачено вознаграждений за выполнение функций классного руководителя из федерального бюджета – 74 293,5 тыс. руб.; из областного бюджета – 37 658,1 тыс. руб. Дополнительное ежемесячное вознаграждение классному руководителю выплачивается из расчета 1000 рублей за полнокомплектный класс, пропорционально численности в случае меньшего количества учеников. При этом базовый норматив наполняемости для сельских и городских школ разный (25 учеников для городских школ и 14 – для сельских). Общая численность работников, осуществляющих функции классного руководителя (по состоянию на 01.11.2007) – 7 622 чел., с месячным фондом оплаты труда из федерального бюджета – 6 636,2 тыс. руб. И это – цветочки. Ягодки – для лучших. По результатам рейтинга 99 лучших учителей Пензенской области стали обладателями гранта Президента Российской Федерации В.В. Путина в размере 100 тыс. руб. из федерального бюджета, и 30 лучших учителей Пензенской области – в размере 50 тыс. рублей из бюджета Пензенской области. Все денежные поощрения выплачены.
Самые оснащенные школы
Вообще-то за последние пять лет число общеобразовательных учреждений Пензы сократилось с 946 до 788 (данные Приложения к Программе экономического и социального развития Пензенской области на 2008-2012гг.). Зато по национальному проекту в 2007 году в 249 школах будет поставлено учебное оборудование. За счет средств федерального бюджета в Пензенскую область поставлено 123 кабинета. Из бюджета Пензенской области в 2007 году выделено 20 млн. рублей на приобретение учебного оборудования. На данные денежные средства планируется закупка 150 кабинетов.
Обратим внимание на слово «планируется». Все это «планируется» – в декабре, поскольку данные эти из отчета о реализации нацпроекта за 11 месяцев 2007 года. 539 же заведениям пока не перепало ничего.
30 школ-победителей стали обладателями грантов из федерального бюджета в размере 1 млн. рублей, а 10 школ-победителей получили гранты из бюджета Пензенской области в размере 450 тыс. рублей. А для трех школ неожиданно счастливым стал день выборов в Госдуму. На избирательных участках области, располагавшихся в школах, предлагалось проголосовать дополнительно и за эти учебные заведения. Счастливыми обладателями трех грантов – по одному миллиону рублей - станут школа № 10 города Пензы, Мокшанская средняя школа № 2 и Городищенская средняя школа № 1. Ах, как жаль, что выборов у нас теперь будет крайне мало!
Отдельно отметим проблему школьных автобусов. За счет средств федерального бюджета в Пензенскую область поступили 17 автобусов (8 марки КАВЗ – 397653 и 9 марки ПАЗ – 32053-70). За счет средств областного бюджета закуплено 23 автобуса КАВЗ на общую сумму 15,5 млн. рублей. Это очень хорошо! Одна беда – водители. Кадров просто нет. На прибыльных городских маршрутах работать некому.
Руководители не по инфернальной своей природе выпускают неадекватных людей на маршруты – и эта проблема уже вовсю трубится рупорами властей! Так где же взять водителей для школьных автобусов, на которых ничего не заработаешь?
Примечательно, что при радостном освещении факта завоза нового оборудования в школы, в одном из СМИ почему-то особо восхитились тем, что в мини-библиотеках для кабинетов русского языка особое внимание уделено Льву Толстому и Шолохову. Ну, правильно, что не Гоголю и Салтыкову-Щедрину! Давно отмечено, что наш человек последних не очень любит, поскольку является их персонажем (в отличие от персонажей тех же Толстого и Шолохова).
Заметим, впрочем, что все эти проблемы материальные – не пензенские, в общем-то проблемы. Это проблемы всероссийского масштаба. То, что у нас врачи и учителя находятся по уровню доходов в самом низу социальной лестницы – проблема скорее менталитета. А на то, чтобы его поменять, уйдут десятилетия.
Растим здоровое поколение!
Иногда просто ошеломляет, как преломляются в сознании местных властителей обязательные к восприятию слова правителей вышестоящих. Вот сказал Президент, что крушение Советского Союза было крупнейшей катастрофой 20 века, а на местах моментально стал вырабатываться вектор движения – вперед к прошлому! Ладно бы, что-то дельное оттуда брали. Нет, возродить пытаются один формализм!
В сфере образования таким формализмом стала, например, выдача детям молока. Нет, молоко само по себе детям нужно – кто бы спорил! Весь вопрос в том – «как». Сейчас почти 73 тысячи учащихся с первого по седьмой классы (это период наиболее активного роста) бесплатно получают молочные продукты. На практике это выглядит так. На перемене (где-то – в столовых, а где-то – в классах) школьникам разливают молоко или кисломолочку в одноразовые или обычные стаканы (которые дети, в основном, моют самостоятельно, под краном холодной воды). Не скажу, что так происходит во всех школах, но, судя по опросам детей и их родителей, – во многих. Ну не существует у нас, скажем, упаковки тетрапак – она для магазинов, а не для детей. Вот, не дай Бог, конечно, возникнет очередная кишечная инфекция – интересно, об этом вспомнят?