Театр сгорел – ответ держать всем миром? № журнала 1_08
|
Страница: 1/2
Наш эксперт: генеральный директор СБА «Гранит», кандидат технических наук, доцент Андрей Григорьев
Наступивший 2008 год был омрачен для жителей нашего города пожаром в областном драматическом театре. Сгорело не просто здание – сгорел символ культуры, и эта утрата еще долго будет будоражить умы и сердца пензенцев. Как могло случиться, что в здании, которое является центром общественной жизни Пензы, возникло не просто локальное возгорание, а произошел пожар, да таких масштабов, что встал вопрос о сносе здания?
СМИ сообщали о том, что потребуется более миллиарда рублей для строительства и реконструкции театра. С 9 января 2008 года открыты счета в банке «Тарханы» и Сбербанке, на которые люди смогут перечислять свои пожертвования для строительства здания. Проводятся благотворительные концерты. Администрация Пензы и Правительство области заявляют, что сумеют подключить к благородному делу помощи «погорельцам» предпринимателей и бизнесменов. Мы узнаем, что уже ведутся предпроектные работы по восстановлению здания. Словом, вся общественность Пензы готова поучаствовать в восстановлении Храма Культуры. И, конечно, ни у кого нет сомнения, что он нужен и должен быть восстановлен. Но за счет кого? На какие средства? И почему восстанавливать его нужно всем миром, а если говорить проще, то опять же за счет простых граждан, налогоплательщиков, то есть за счет нас с вами?
Кстати, в тот же день, когда загорелся театр, сгорели еще три жилых дома. В селе Воскресеновка и в районе Веселовки было три пожара, и дома жильцов сгорели дотла из-за того, что их некому было тушить. Все пожарные расчеты были заняты на ликвидации главного пожара города. А ведь в домах жили люди. И кто поможет им? Но об этом никто не говорит – масштаб не тот.
Так есть ли все-таки какие то возможности, позволяющие предотвратить подобные ситуации или свести к минимуму затраты? Неужели мировой опыт не имеет ничего, что могло бы противостоять подобным случаям? Большинство жителей нашего города помнит пожар в здании культпросветучилища, который произошел в 1993 году. Тогда тоже пострадал очаг культуры. И тогда тоже решался вопрос о том, кто виноват в трагедии. И даже, кажется, нашелся виновный. Был суд, были поиски средств, было восстановление и торжественная сдача объекта. Словом, всем миром восстановили здание, хотя это, очевидно, и городу обошлось в немалую копеечку. И спустя несколько лет – снова пожар, еще большего масштаба. И еще больше нужно средств на восстановление.
После пожара в культпросветучилище я обращался в городскую администрацию с предложением о создании при городской администрации страхового агентства, которое бы взяло на себя функции целесообразного расходования средств по страхованию муниципальных объектов. Но предложение затерялось где-то в кабинетах администрации, так и не реализовавшись. Пользуясь случаем, постараюсь вторично, теперь уже для широкой общественности пояснить необходимость подобной меры.
Но для начала посмотрим, какие механизмы защиты объектов от подобных случаев используются в настоящее время, и насколько эффективно они работают.
Представим себе ситуацию, что пожары прекратились. Нет пожаров месяц, нет пожаров год, нет пожаров два года. Естественно, люди успокаиваются и начинают думать, что так будет продолжаться всегда. А в таком случае, зачем нужны пожарные? Ведь если пожаров нет, то о них не вспоминают. И наоборот, чем больше происходит пожаров (неважно, больших или маленьких), тем чаще следуют вызовы, тем больше у пожарников работы и тем выше значимость оной. А когда прибавляется работы, тогда, естественно, прибавляются и средства на ее оплату: раздаются награды, растут оклады и т.д. и т.п.
Получается парадоксальная ситуация. С одной стороны, пожары – зло. С другой – работа для тех, кто их тушит. А если ее нет, то не за что и платить! А вот хорошая профилактическая работа по предотвращению пожаров приводит к тому, что они могут вообще прекратиться. Так будет ли пожарник очень уж стараться в этой самой профилактической работе?
В конце 80-х годов, когда начиналась перестройка, я занимал должность заведующего кафедрой технологии строительного производства Пензенского инженерно-строительного института. Занимаясь вопросами повышения качества строительных работ, я пришел к совершенно неожиданному для себя выводу: только применение механизма страхования может существенно повысить качество любой работы. Тогда на примитивном еще уровне была опробована схема страхования качества строительных работ, в Пензе был организован филиал СК «АСКО» – «АСКО-практика». И заказчики ощутили реальный эффект от этой схемы, поскольку, как известно, качество закладывается на каждой стадии производства продукции. Если при производстве какого-либо продукта строго выдерживается технология, то требуемое качество достигается неизбежно и как бы само собой. А поскольку страховщик в данном процессе выступает как эксперт, который в случае ошибки оплачивает ее из своего же кармана, то его нельзя подкупить, нельзя запугать административными мерами, его нельзя подавить авторитетом званий и должностей. Цена его ошибки всегда, во много раз будет превышать те подкупы, на которые неизбежно пойдут исполнители работы, чтобы добиться подписи под актом выполненных работ и, соответственно, оплаты самой работы.