Продовольственный ритейл в Пензе: год спустя № журнала 07_6
|
Страница: 1/2
ИАЦ «Парето»
В начале лета прошлого года журнал «BusinessClub в Пензе» опубликовал материалы, касающиеся положения дел с продовольственным ритейлом в городе и взаимоотношений крупных торговых сетей и местных производителей (см. № 3(77), 2006 г.). Журнал не был первым изданием, озаботившимся данной проблемой. Однако, именно на его страницах была предпринята первая попытка разобраться в ней, опираясь не на личные впечатления и голые эмоции, а на конкретные цифры, предоставленные Пензенским институтом соционики. Впервые было показано, что конкретно дают торговые сети жителям города, и какое влияние оказывает их экспансия на малый бизнес и на местных производителей. В частности, было опровергнуто утверждение о 70% присутствия продукции местного производителя в крупных торговых сетях.
Публикация вызвала большой общественный резонанс. После нее были предприняты некоторые, весьма значимые шаги, как со стороны местных властей, так и со стороны бизнеса и производителей. Одним из наиболее значимых следует считать объединение местных ритейлеров (на тот момент «Два гуся», «Василек», «Зима», «Восток», «Крокус» – позднее к ним присоединился «Проспект») в ассоциацию «Магазин моего района». О положительных итогах этого объединения мы еще скажем в нашей статье.
Считая публикацию годичной давности успехом своего издания, мы, тем не менее, не собирались оставлять эту тему. И вот, через год с небольшим, мы вновь возвращаемся к ней, чтобы выяснить: что и в какую сторону изменилось с той поры.
О принципах
Как и год назад, по просьбе издания было проведено исследование. Проводилось оно ИАЦ «Парето», являющимся в Пензе преемником Пензенского института соционики, проводившего аналогичное исследование в прошлом году. Для исследования были взяты уже не пять, как в прошлом году, а восемь магазинов, представляющих наиболее крупные торговые сети, действующие в Пензе на рынке продовольственного ритейла. В прошлом году мы вынесли за рамки общего рассмотрения «Кагау», как нехарактерный для того времени положительный пример взаимодействия местного ритейлера с местным производителем. На этот раз «Кагау» рассматривается на общих основаниях. Сеть магазинов «Spar» в прошлом году выступала в наших публикациях, как сеть «Товарищ» (за минувший год произошла смена собственника и ребрендинг). Добавились местные сети «Фортуна», «Проспект», «Два гуся».
Согласно принятой методике, исследования во всех магазинах производились в один день – 26 августа. Все результаты соответствуют положению дел именно на это число. Исследовалась минимальная стоимость потребительской корзины (наиболее дешевые позиции по списку). Все данные были предоставлены менеджментом магазинов и проверены сотрудниками организации, проводившей исследование. Полученные данные и их сравнение с данными прошлого года наглядно представлены на соответствующих диаграммах. Как всегда, наш читатель может, исходя из них, сделать свои выводы. А мы предлагаем ему некоторые свои.
Дорогое и дешевое
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что ритейлеры в Пензе достаточно выраженно позиционируют себя как магазины «эконом-класса» и «бизнес-класса» (названия условны, ибо используют терминологию, разработанную для мегаполисов, а не для провинциальных городов). Ко вторым относятся «Патэрсон» и «Перекресток», к первым – практически все остальные. Самым «дорогим» ритейлером Пензы можно смело признать «Перекресток», самым «дешевым» – «Кагау» .
С точки зрения позиционирования магазинов ассоциации «Магазин моего района» (представлены у нас магазинами «Два гуся» и «Проспект») ценовая политика была выбрана весьма удачно. Выгодно отличаясь по ценам от пришлых гигантов, эти магазины вполне могут восприниматься жителями «периферийных» районов, как «свои магазины».
Сразу оговоримся, что говоря о «более дорогих» и «более дешевых» магазинах, мы опираемся на общую стоимость минимальной потребительской корзины. Если же обращать внимание на отдельные позиции, картина может несколько меняться. К примеру, если мы сравним стоимость килограмма лимонов в дорогом «Перекрестке» и «дешевом» «Магните», то сравнение будет не в пользу последнего, причем весьма значительно. То же самое в отношении стоимости минеральной воды в «дорогом» «Патэрсоне» и «дешевом» «Кагау» – разница просто разительна. Однако, в первом случае мы имеем дело с конкретным единичным выбором поставщика. Во втором же – с объемами продаж и широтой ассортимента, по которым скромный местный ритейлер, конечно, не может сравниться с всероссийским гигантом. В данном случае, отдельные позиции – не показатель.