Новости
Поиск
 
Как выжить малому бизнесу
 




 

Егор Семенов

Не в первый раз журнал «BusinessClub» поднимает тему прихода крупных игроков на региональный рынок. На протяжении последних трех лет он, совместно с информацинно-аналитическим центром «Парето» проводит анализ складывающейся ситуации. Выводы складываются весьма неутешительные: малый и средний бизнес в Пензе на сегодняшний день поставлен на грань выживания. В начале августа журнал «BusinessClub» организовал круглый стол на тему «Приход крупных игроков на региональный рынок. Как выжить местному бизнесу?». Целью данного мероприятия было: привлечь внимание общественности к проблемам малого и среднего бизнеса, создать общественное мнение по поводу ухудшения положения пензенского бизнеса, выработать совместно пути решения проблемы.


В круглом столе приняли участие:

Начальник кредитного управления ОАО «НБД-Банк», Федюнин Д.Н. (г. Н. Новгород).
Директор департамента маркетинга ОАО «НБД-Банк», Терещенко Н.Н (г. Н. Новгород).
Управляющий Пензенским офисом ОАО «НБД-Банк», Суворов Ф.Ф.
Руководитель ИАЦ «Парето», кандидат политических наук Бодров А.В.
Исполнительный директор «Опора России» Камелин В.В.
Заместитель руководителя УФАС по пензенской области Мокроусов С.В.
Малый и средний бизнес города был представлен такими знаковыми фигурами, как Александр Назаров, Игорь Медовщиков, Николай Овчинников.

БИЗНЕС ПОД УДАРОМ

Поводом к организации круглого стола послужил ожидающийся приход на пензенскую землю двух гигантов ритейла «Ашан» и «Лента». Так же одним из поводов послужило письмо от Пензенского отделения «Опора России» в Комитет по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Федерального собрания РФ. Проблема обозначена в нем настолько четко, что стоит привести отдельные тезисы:

1. Структура российского предпринимательства такова, что 70-80% предпринимателей заняты в сфере торговли. Пенза не является исключением.

2. На настоящий момент в нашем городе используется около 150 тыс.м торговых площадей на 550 тысяч жителей. Ведется строительство торговых центров и магазинов общей площадью около 450 тыс.м2, которые будут введены в эксплуатацию в течение одного года. Обеспеченность торговыми площадями составит тогда более 600 м на 1 тыс. жителей, что в 2,2 раза больше норматива (280 м2). При этом важно, что строительство ведется, в основном, иногородними девелоперами и ориентировано на работу с крупными сетевыми федеральными и иностранными компаниями.

3. Местный малый и средний торговый бизнес конкурировать с торговыми сетями не сможет из-за совершенно разных «весовых категорий». Так, например, сегодня выручка типового торгового центра «Ашан» составляет около 4 млрд. руб. в год, а в месяц – примерно 350 млн. руб. Это соответствует выручке 20 местных торговых центров торговой площадью от 500 до 1500 м2! Очевидно, что с учетом агрессивной ценовой политики федеральных и иностранных сетей, произойдет перераспределение покупательских потоков в их сторону.

4. При резком увеличении торговых площадей у местного торгового бизнеса обострится кадровая проблема, т.к. уже сегодня ощущается недостаток торгового персонала, а иногородний бизнес с его финансовыми возможностями просто перетянет к себе наиболее квалифицированные кадры.
Это доказывает, что значительная часть (до 50 %) местной розничной торговли вынуждена будет закрыться. А оставшаяся часть не сможет далее развиваться.

5. Из-за того, что до 90% продаваемой продукции закупается сетевыми компаниями у федеральных и интернациональных поставщиков, приход иногородних торговых сетей негативно скажется на сельском хозяйстве и пищевой промышленности нашей области.

6. Основную часть – около 90 % – налоговых выплат иногородний бизнес производит по месту регистрации. Соответственно, этих средств недосчитаются бюджеты на месте.
Дополнительным негативным экономическим фактором окажется и то, что компании федерального уровня вывозят за пределы области и свою прибыль, обедняя экономику региона.

В письме предлагалось принять меры государственного регулирования на федеральном уровне через систему квот, введения саморегулирования, контроля за ценами и т.п. Предлагалось также внести поправки в принимаемый проект закона о торговле, в ФЗ «О саморегулируемых организациях», в антимонопольное законодательство. В этих законах следует предусмотреть положения о том, что весь иногородний торговый бизнес (а не каждая компания в отдельности) не должен контролировать в регионах более 20–30% объема товарооборота (возможно, с дифференцированием по товарным группам).

Ответа на письмо, в связи с думскими каникулами, пока нет.

В ходе дискуссии зам. руководителя УФАС по Пензенскй области Сергей Мокроусов отметил, что у его службы отсутствуют правовые механизмы влияния на ситуацию. Закона, регулирующего долю иногороднего торгового бизнеса, не предвидится. А происходящее сегодня выдавливание мелких игроков с рынка нельзя рассматривать как нарушение ныне действующего антимонопольного законодательства.

Выступивший на заседании круглого стола руководитель ИАЦ «Парето» Анатолий Бодров отметил, что монополизация – процесс в России нарастающий. Он привел данные, согласно которым в 2003 году доля пятисот крупнейших компаний в экономике страны составляла 58%, а к 2008 году она уже достигла 81%. Более того, монополизация, пусть не открыто, но получает поддержку со стороны государства, хотя на словах оно ратует за развитие малого и среднего бизнеса. Фактически получается, что малый и средний бизнес выдавливается сегодня из традиционных секторов экономики (в основном, из торговли), которые и были в свое время подняты его стараниями.

Что же предпринять в сложившихся условиях?

ЩИТ ДЛЯ БИЗНЕСА

Специально приглашенными гостями круглого стола были представители НБД-Банка, недавно начавшего свою деятельность на территории Пензенской области. Специализация банка, чей головной филиал находится в Нижнем Новгороде – кредитование малого и среднего бизнеса. Кроме того, те процессы, которые  в Пензе еще только начинают разворачиваться, для Нижнего Новгорода – уже свершившаяся реальность. Поэтому именно их опыт сейчас особенно ценен для Пензы.

Директор департамента маркетинга НБД-Банка Николай Терещенко остановился на четырех основных стратегиях развития в конкурентной среде. Это не было лекцией или рассказом того, что каждый может прочитать в книге по экономике. Речь шла о реально опробованных в Нижнем Новгороде  способах выживания малого и среднего бизнеса. Потому и мы в своем рассказе не будем останавливаться на стратегии лидерства, а перейдем сразу к стратегии атаки лидера.

Атака лидера может осуществляться за счет двух факторов. Первый – «слабость в силе» – крупный игрок, скажем, ритейлерская сеть, «искупает» свои преимущества неповоротливостью, бюрократизацией управления, формальным отношением к клиентам. Второй – узкий фронт. Вряд ли крупный игрок на том же рынке ритейла сможет уделить такое же пристальное внимание какой-то отдельной группе товаров, как это может сделать представитель более «легкой весовой категории».

Пример такой «атаки» в Нижнем Новгороде являет собой местная сеть мебельных магазинов «Мебель Плюс». В 2004 году она лидировала по итогам исследований известного образовательно-исследовательского проекта «Лидер года. Малый и средний бизнес», выявлявших т.н. «долю в умах потенциальных покупателей», т.е. являлась во мнении большинства наиболее выгодной для них торговой маркой в этом секторе. В 2005 году все напряженно ожидали прихода мирового мебельного «монстра» – IKEA. «Монстр» пришел, но ничего страшного не произошло. Более того, отрыв первой позиции, которую по-прежнему занимает «Мебель Плюс», от второй, на которую не без труда «взобралась» IKEA, существенно вырос. За счет чего? Руководство «Мебель Плюс», во-первых, заблаговременно заняла все наиболее выгодные, с их точки зрения, торговые точки в районах города, приблизив магазин к месту жительства клиента. Во-вторых, они разделили бизнес на два направления – офисную и домашнюю мебель, сделав каждое из них, таким образом, более мобильным. В-третьих, они наладили прочные контакты с российскими производителями мебели.  И три таких шага дали прекрасный результат.

Другая стратегия – стратегия фланговой атаки – заключается в инновационности. Частный пример – создание нового рынка. Докладчик в этом случае вспомнил о собственной практике начала 90-х. Он первым в своем городе предложил на рынке пластиковую одноразовую посуду взамен бумажной. Успех начинание имело колоссальный. Правда, в итоге ему пришлось свернуть свой бизнес по банальнейшей причине – нехватке ресурсов. Настал момент, когда нужно было поставлять продукт вагонами, а таких финансовых средств было взять неоткуда. И его место заняли более крупные игроки. Инновационность, таким образом, требует тщательных просчетов и предполагает наличие резервов. Но именно для Пензы сейчас – это одна из наилучших перспектив. В более развитых регионах существует масса бизнесов, совершенно неизвестных на территории нашего. И их сейчас можно успешно заимствовать. 
Третью стратегию «партизанской войны» на примерах описал уже коллега Николая Терещенко, начальник кредитного управления НБД-Банка Дмитрий Федюнин. Стратегия эта заключается в том, чтобы выбрать место, на которое явно не будут претендовать «акулы». Пример из нижегородской практики: предприниматель открыл небольшой супермаркет в населенном пункте численностью в 20 тысяч человек. То, что в городе крупном является едва ли не магазином шаговой доступности, оказалось в небольшом городке настоящим «магазином» выходного дня.

Любопытный вывод Николай Терещенко сделал по итогам своего выступления. Главное в малом и среднем бизнесе, по его мнению, это специализация, атрибуты и сервис. В качестве примера он привел собственный банк. Он специализируется исключительно на кредитовании малого и среднего бизнеса и практикует в своей работе оперативность и индивидуальный подход. Любопытно, кстати, что еще в 90-е годы этот банк сумел забрать себе всю кавказскую диаспору в Нижнем Новгороде, исключительно из-за того, что не стал проявлять к ним особого недоверия, практикуемого в других банках.


ДЕЙСТВОВАТЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!

Содокладчиком, как я упомянул, выступал Дмитрий Федюнин. Он же и стал основным участником развернувшейся дискуссии и отвечал на задаваемые вопросы. Предприниматель Вадим Глумсков высказал мнение, что говорить о Пензе, ставя ей в пример Нижний Новгород, не совсем корректно. В Пензе совершенно отсутствует производство; военная отрасль, составлявшая его основную часть, умерла, а на ее место ничего не пришло. Вместо десяти имеющихся рублей в кошельке пензенцев – пятнадцать не появится – не за что, по сути, бороться. С этим нижегородский банкир не согласился. Он сам пришел в бизнес с завода, который просто встал, и ситуация в Нижнем в этом отношении  – примерно такая же, как и в Пензе. Пусть в кошельках нижегородцев не десять, а пятнадцать рублей, но двадцати там тоже не появится, а бороться стоит за то, что есть.

Естественно, не был обойден стороной и вопрос о власти. По мнению нижегородцев – властью не довольны нигде. А ее влияние на бизнес неизбежно. При этом он привел пример гонения на ларьки, насильственно превращаемые в «минимаркеты». Предприниматель Игорь Медовщиков заметил, что необходимо увеличивать долю местных производителей для того, чтобы выжить и мелкому производителю, и мелкому продавцу. Оно к тому же и полезнее – есть продукты, выращенные и приготовленные в местности, где ты проживаешь. Нижегородцы с ним вполне согласились – покупатель вообще склонен больше доверять местному производителю продуктов питания, а крупным игрокам с ними, как правило, работать неинтересно.

Докладчики из Нижнего Новгорода привели еще один пример возможного развития по стратегии объединения местных компаний – сеть магазинов «Мяснов и Отдохни». Первый специализировался на мясе, второй – на алкоголе и пиве. Объединив усилия и создав сеть совместных магазинов с двумя отделами под лозунгом «Только мясо и напитки», они имеют бешеный успех, особенно в шашлычный сезон. Впрочем, и мясо, и вино потребляют круглый год.  Здесь стоит отметить, что еще одним слагаемым успеха в данном случае стала специализация – магазины не стремятся торговать всем, гонясь за дискаунтерами, а сосредотачиваются на группе товаров, обеспечивая широкий ассортимент, недоступный в гипермаркете. Кстати, за счет объединения можно и получать у поставщиков условия, предоставляемые крупным игрокам. Практика создания закупочных кооперативов показывает, что им под силу заказывать те же объемы, что и крупному ритейлу.

Николай Овчинников заметил, что совершенно зря столько внимания уделяется именно ритейлу. Столь большая его доля в малом и среднем бизнесе вообще ненормальна. Дмитрий Федюнин полностью поддержал это мнение и высказал уверенность, что уход в другие сферы бизнеса также один из путей решения возникающих проблем. Пример – нижегородский предприниматель, начинавший как мелкий дилер мороженного, сегодня работает на рынке нескольких российских регионов с собственной производственной линией.

Самое главное, по мнению начальника кредитного управления НБД-Банка, –своевременная озабоченность проблемой развития бизнеса. Пока еще прижало не настолько крепко, что не имеется свободных резервов и оборотных средств, необходимо задумываться над диверсификацией бизнеса. В этом случае на помощь могут прийти и банковские кредиты. В частности, в НБД-Банке активно кредитуют на развитие параллельного бизнеса. Когда же ни средств, ни резервов не останется – будет поздно. Под проекты банки денег не выдают. Им нужно реальное обеспечение.
В связи с этим оба нижегородских гостя отметили своевременность проведения такого круглого стола. И выразили уверенность, что малый и средний бизнес в Пензе выживет. В том числе, и с помощью их банка.

От редакции: редакция благодарит НБД-Банк за активное участие в круглом столе.

Если у вас, уважаемые читатели, возникли вопросы, связанные с обсуждаемой темой, обращайтесь  к специалистам НБД-Банка по адресу:           ул. К. Маркса, 5а, тел. 56-06-11









Copyright © Журнал Бизнес клуб в Пензе Все права защищены.

Опубликовано на: 2008-09-05 (1721 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Content ©