ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ БАНКРОТ?
|
Николай Овчинников
20 февраля очередная сессия Законодательного собрания Пензенской области утвердила закон, вносящий серьёзные изменения в областной бюджет на 2009–2011 гг. Согласно данному документу расходы областного бюджета на 2009 г. уменьшены на 5,5 млрд. руб. (-20%), доходы на 4,2 млрд. руб. (-16%).
В недавнем прошлом для таких изменений широко использовалось слово секвестр. Сегодня это слово не в моде, но суть происходящего от этого не меняется.
В статье «Банк прокололся на розах» предыдущего номера «ВС в Пензе» Ваш покорный слуга пытался проанализировать ситуацию в банке «Тарханы» и высказывал предположения о причинах случившегося, о том, в каком направлении события в «Тарханах» будут развиваться в дальнейшем. Читатели журнала могли убедиться – прогноз оказался верным. К настоящему времени собственником «Тархан» стала государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Попытки руководства АСВ найти для «Тархан» новых хозяев с целью санации оказались безуспешными, а недавнее заявление АСВ, озвученное 11 марта информагентством ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ, в котором АСВ отмечает низкую обеспеченность ссудной задолженности Губернского банка «Тарханы», говорит о прекращении поисков покупателей, которые могли бы вернуть деньги, потраченные АСВ.
Во имя спасения российской банковской системы, АСВ израсходовало в Пензе 2,6 млрд. руб., чтобы сбить панику среди клиентов, теперь ему осталось только правильно пристроить активы «Тархан» для обеспечения возвратности оставшихся 2 млрд. руб. вкладов. Слава богу, пока никто из клиентов серьёзно не пострадал и, будем надеяться, что АСВ до конца обеспечит обещанные федеральным правительством гарантии сбережений граждан.
Несмотря на периодически звучащие победные реляции пензенских начальников о якобы чудесном спасении губернского достояния, руководство АСВ день за днём расходует государственные деньги на исполнение обязательств прежних владельцев, осуществляя, по сути, процедуру банкротства банка.
Я неслучайно задержался на происходящем в «Тарханах», так как граждане, несущие ответственность за разорение губернского банка, по моему глубокому убеждению, тесно связаны и с процессами, о которых пойдёт речь в настоящей статье.
Секвестр с социальным характером
Итак, 20 февраля областные депутаты приняли закон, согласно которому расходы областного бюджета в текущем году уменьшены относительно первоначально запланированных на 5,5 млрд. руб. (-20%), доходы на 4,2 млрд. руб. (-16%), дефицит бюджета составит 1,7 млрд. руб., т.е. уменьшится почти в 2 раза.
Официальные лица заверили, что, несмотря на сокращение расходов, все социальные программы в области будут выполняться в полном объеме – социальный характер основного финансового документа сохранится. С их слов получается, что потеря 5,5 млрд. руб., заложенных в социальный бюджет на решение социальных вопросов, на их решение никак не повлияет. Как бы эти 5,5 млрд. руб. и не нужны там были вовсе. Наши СМИ, кроме публикаций официальных пресс-релизов, никак не комментировали это событие, поэтому широкой общественности неоткуда было узнать о содержании дискуссий в профильных комитетах Заксобра при обсуждении данного закона. А по косвенным признакам можно предположить, что никаких дискуссий там и не было вовсе, так как робкие попытки депутата Кулагина задавать докладчику вопросы уже на сессии пензенских законодателей были коренным образом пресечены начальством. Депутаты, как всегда дружно, утвердили законопроект, и широкая общественность осталась в неведении относительно, на мой взгляд, очень важного события.
А что же всё-таки произошло? Попробуем разобраться. Согласно закону, бюджет субъекта федерации перед принятием законодателями проходит общественные слушания, получает одобрение экспертов общественной палаты, утверждается на заседании постоянной Комиссии по бюджетной, налоговой и финансовой политике Законодательного собрания. Законопроект публикуется в Интернете. Множество людей получает возможность не только ознакомиться с главным финансовым документом, но и задать вопросы законодателям до его принятия. К сожалению, оказалось, что у семи нянек дитя без глазу. Получается, что кроме областного правительства, которое готовит закон о бюджете, а затем доблестно этот закон исполняет, мало для кого судьба бюджета представляет интерес. Иначе как объяснить, что молчаливое исполнение областного бюджета в последние годы вплотную подвело Пензенскую область к угрозе регионального дефолта? Да, регионального дефолта по облигациям, размещённым в 2006–2007 гг.
Дело в том, что объявленное недавно сокращение расходов на 5,5 млрд. руб. не решает проблему недобора доходов, ставшего сегодня вдруг очевидным. Могу утверждать, что даже секвестрованный план по доходам не будет выполнен ещё на 4,5–5,0 млрд. руб. Мои рассуждения иллюстрируют приведённые здесь таблицы. В таблице 1 представлена структура доходов областного бюджета за 2007–2009 гг. По столбцу возм. реал. приводятся данные по вполне вероятному, на мой взгляд, варианту сбора доходов областного бюджета. В этом случае возможный недобор составит 2585 млн. руб. В таблице 2 указаны источники покрытия дефицита бюджета. По столбцу возм. реал. видно, что Пензенской области будет трудно привлекать новые заимствования. Более того, с учётом ситуации на финансовых рынках, можно утверждать, что в 2009 году придётся больше погашать ранее взятые кредиты, чем брать новые. На конкурсы, которые правительство объявляло для привлечения заимствований среди кредитных организаций, ни в феврале, ни в марте не было подано ни одной заявки. А в конце марта ситуация стала критической. Наступили сроки погашения по очередному кредиту на сумму порядка 500 млн. руб. Банк-кредитор вполне мог вынести эту сумму на просрочку, но областное руководство в последний момент успело договориться с банком ВТБ, который предоставил новый кредит на сумму 1 млрд. руб.
Тем не менее, согласно приведённым данным общий дисбаланс между доходами и расходами областного бюджета к концу года может увеличиться до 3,5-4,0 млрд. руб. а правительству может не хватить аргументов, чтобы в следующий раз убедить кредиторов выдавать новые заимствования.
Кризис ни при чем
Конечно, авторы закона о бюджете могут сказать, что никто не мог предвидеть финансовый кризис, поэтому и возникли досадные несовпадения. Позволю себе категорически не согласиться с подобными утверждениями.
Во-первых, когда верстался бюджет на 2009 г., кризис уже проявился, как говорится, в полный рост. Но в представленном губернатором законопроекте доходы по-прежнему планировались с нереальным ростом к предыдущему периоду. Более того, губернаторский вариант бюджета предполагал рост поступлений по налогу на прибыль предприятий и налогу на доходы граждан даже больше, чем специалисты Пензенского территориального управления Федеральной службы по налогам и сборам (УФНС). Казалось бы, зачем бежать впереди паровоза? Брать на себя обязательства, от которых будет очень непросто отказаться? Кроме того, если субъект показывает рост собственных доходов, Минфин обрежет финансовую помощь (трансферты), поступающую из федерального бюджета. Единственное объяснение, которое приходит на ум, заключается в том, что наше руководство и дальше хотело брать новые заимствования. А Бюджетный кодекс ограничивает дефицит бюджета субъекта Российской Федерации в 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений. Возможно поэтому, правительство искусственно поднимало планку будущих доходов, чтобы продолжать наращивание внутреннего долга.
Во-вторых, даже без всякого кризиса видно, что областной бюджет третий год подряд строится по принципу финансовой пирамиды. В 2007 г., когда бюджетная ситуация казалась благополучной, изначально был запланирован дефицит 1147 млн. руб. для выполнения очень важных и неотложных социальных программ. Иначе, если программы не такие уж неотложные, зачем обременять бюджет дополнительными расходами в 133 млн. руб. на обслуживание долга? А, если выясняется, что фактическое исполнение бюджета 2007 идет с превышением по доходам более чем на 30%, почему не отказаться от заимствований? Нет, долги растут, и мы все равно наблюдаем бюджетный дефицит по итогам года.
То же повторяется и в прошедшем 2008 г. Несмотря на увеличение доходов, бюджетный дефицит составил 1918 млн. руб., а затраты на обслуживание долга в 2008 г. составили уже 237 млн. руб.
Долговая неотложка
Теперь посмотрим, что же все-таки такого неотложно-социального было оплачено за счёт наращивания внутреннего долга Пензенской области? Из отчётов об исполнении бюджетов 2006–2007 гг. видно, что значительная часть средств от размещённых облигаций (800 млн. руб.) была направлена на строительство Мокшанского розария, который за это время успел взять кредит и в банке «Тарханы». В 2008 г. утверждённые целевые программы предусматривали не только завершение строительства начатых ранее объектов, но и запуск новостроек. На строительство крытых бассейнов в районах области потрачено 632 млн. руб., строительство теннисных кортов в п. Сосновка обошлось бюджету в 156 млн. руб., на ледовый дворец спорта по ул. Окружной потрачено 200 млн. руб., и это только на начало строительства. На софинансирование молочного комплекса в Наровчате (абсолютно частной компании) направлено 400 млн. руб. Всего на капитальное строительство в 2008 г. истрачено 3030 млн. руб. За 2008 г. внутренний долг области вырос на 1918 млн. руб., хотя здравый смысл должен был подсказать, что дальнейшее увеличение нагрузки на бюджет в виде затрат на обслуживание внутреннего долга (237 млн. руб.) может стать критичным для новых заимствований. Так и произошло. В III квартале 2008 г., столкнувшись с нарастанием напряжённости на финансовых рынках, правительство области не смогло договориться ни с одним банком из числа потенциальных подписчиков на третий транш облигаций (планировался в сумме 1000 млн. руб.). Недостаток этих средств в доходной части бюджета был лишь частично компенсирован кредитами в IV кв. и вызвал значительные трудности при исполнении обязательств по расходной части бюджета. Пензенской области удалось завершить 2008 финансовый год без явных срывов срывов только благодаря наращиванию кредиторской задолженности по выполненным капитальным работам. В 2009 г. перешла кредиторская задолженность на 773 млн. руб. Затраты на обслуживание внутреннего долга в 2009 г. могут превысить 400 млн. руб.
Долг платежом не красен
Зачем региону это долговое бремя? Конечно, построить 14 плавательных бассейнов по 60 млн. руб. за штуку в районных центрах – это круто! Забота о здоровье, спорт, молодежь и дело такое неотложно-социальное. Воздвигнут в кратчайшие сроки, новенький, бело-голубой, а ночью весь в огнях, портрет губернатора на фасаде. Красиво! А то, что в посёлке люди давно и безутешно испытывают элементарную нужду в питьевой воде, что в посёлке совсем нет канализации и содержимое выгребных ям сливается сразу за новым бассейном, а вонь от свалки накрывает весь райцентр – это никому не интересно. Вода, канализация – скучно, да и портреты там некуда вешать.
Нет, не дано мне самостоятельно постичь всю мудрость нашего начальства и законодателей, а доступно объяснить никто не берётся.
Чтобы предотвратить надвигающийся технический дефолт в условиях падающих бюджетных поступлений и увеличенных обязательств, областному правительству придётся решать очень сложные задачи. Боюсь, что обучение безработных азам предпринимательства, повсеместное строительство теплиц, даже разведение свиней открытым способом – дело хорошее, но в данном случае – запоздалое. Можно, конечно, в очередной раз попросить помощь из Москвы. Тем более, В.В. Путин в своём выступлении 12 марта на заседании правительственной комиссии в Новокузнецке сообщил об увеличении помощи регионам, но, в то же время, он обещал предоставлять её только тем субъектам, «которые обеспечат безусловное выполнение расходных обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, других социальных обязательств, финансирование программ содействия занятости и поддержки малого бизнеса, продолжение реализации приоритетных национальных проектов».
Здесь бы в самый раз задуматься об оптимизации (сокращении) численности управления, закрытии малокомплектных бюджетных учреждений и других, пусть непопулярных, но действенных мерах, а нельзя – дополнительной помощи не получишь. Бассейны и ФОКи построены, красные ленточки перерезаны, назад дороги нет. Каждый бассейн только на текущее содержание потребует из бюджета 2,5 млн. руб. в год. А ещё персонал, тренеры, инвентарь. Теперь в поселке до водопровода руки явно дойдут не скоро.
В случае отказа Минфина РФ выделить дополнительно для Пензенской области по 500 млн. руб., в II–III кв. и 1400 млн. руб. в IV-м, (всего 2400 млн. руб. в текущем году) – наш регион рискует стать первым субъектом федерации, который объявит региональный дефолт по своим долгам.
И кризис здесь не виноват, кризис просто обрушил долговую пирамиду чуть раньше, чем она неминуемо рухнула бы под собственной тяжестью. Кому-нибудь ещё не ясно, что тот, кто приказывал брать все эти годы в долг и тратил налево и направо заёмные средства, совсем не собирается их возвращать?
Пока верстался номер, среди публикуемых нормативных актов, мое внимание привлекли два постановления Правительства Пензенской области от 10 февраля 2009 г. №96-пП и №97-пП. Эти постановления утверждают Про-граммы капитального строительства и капитального ремонта объектов Пензенской области на 2009 г., финансируемых за счёт остатков недоиспользованных в 2008 году бюджетных средств, поступивших из федерального бюджета в бюджет Пензенской области. Всего на сумму 319 млн. руб. Мне показалась настолько интересной данная прогрессивная практика использования целевых бюджетных средств, что я отправил в областное правительство соответствующий запрос. Надеюсь, в следующем номере журнала смогу ознакомить читателей с ответом.
Copyright © Журнал Бизнес клуб в Пензе Все права защищены.
Опубликовано на: 2009-04-15 (1050 Прочтено)